«Минск-Арена», пожалуй, впервые отошла от своего спортивно-зрелищного статуса 31 мая. Она принимала бизнес-сообщество транснационального масштаба – Форум деловых людей.
Евразийский экономический союз – что ждёт от него бизнес и чего ждать бизнесу. Обсудить перспективы и поделиться опасениями, в том числе и с главами правительств, в Минск приехали почти 600 представителей крупнейших компаний и бизнес-сообществ Беларуси, России и Казахстана. Это уже третий Форум деловых людей, но, пожалуй, впервые больше говорили не об успехах таможенной «тройки», а о проблемах – насущных и будущих. А их не избежать, если каждая страна будет тянуть интеграционное «одеяло» на себя – в этом уверены как игроки на этом рынке, так и те, кто правила игры вырабатывает.
Сергей Сидорский, министр промышленности и агропромышленного комплекса Евразийской экономической комиссии: «Много преград, которые мешают бизнесу развиваться в рамках таможенного пространства. Да, мы создали правила игры. Но теперь в эти правила игры должны вписаться конкретные коммерческие структуры, которые должны увидеть недостатки, которые есть при создании того или иного вида продукции, при передвижении товаров, а это большая кропотливая работа».
Если в общем, то пожелания бизнеса можно сформулировать так: не делить производителей на своих и чужих и создать условия, которые обеспечат в Евразийском экономическом союзе четыре свободы – перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала. По такому же принципу создавался в своё время Евросоюз.
Каждым таким ограничением национальное правительство стремится защитить своих производителей, что явно противоречит сути интеграции. Вроде бы и едины, но при своих интересах. В качестве примера можно привести тарифы на грузоперевозки. При создании Таможенного союза и Единого экономического пространства договаривались, что они будут согласованные. Однако Россия пожелала, чтобы грузы, которые поступают в российские порты, шли по внутренним российским таможенным тарифам. Затем такое же решение принял и Казахстан. И это не единственная проблема, с которой сталкиваются перевозчики.
Владимир Гошин, министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии: «Допустим, чтобы привезти груз из Германии в Казахстан, белорусскому перевозчику нужно иметь разрешение от Казахстана на совершение такой операции. В Россию чтобы привезти такой же груз, нужно иметь их разрешение. В Евросоюзе любой перевозчик, который является резидентом этого экономического объединения, имеет право возить груз».
Владимир Саламатов, председатель комитета Торгово-промышленной палаты России по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ: «Мы должны сами себя заставить понять, что правила игры на рынке должны быть одинаковы для всех, и тогда побеждает тот, кто предоставляет более качественные товары или услуги по более разумным ценам. В этом суть экономической интеграции».
Впрочем, понимание, пускай и со временем, но всё же приходит. После долгих месяцев взаимных упрёков и противостояния белорусские и российские производители сельхозтехники получили равный доступ к госзакупкам. До мая 2013 года в России действовал документ, предоставляющий субсидии только своим предприятиям, у белорусских и даже белорусско-российских шансы были равны нулю. Сейчас рынок оживился. Казахстан, который всё это время выдерживал паузу, также заявил, что готов уравнять производителей «тройки» в правах.
Но одно дело – конкурировать между собой, совсем другое – с производителями третьих стран. За последние несколько лет два автомобильных гиганта МАЗ и КамАЗ потеряли треть внутреннего рынка Таможенного союза. Что говорить о менее крупных компаниях.
Михаил Мясникович, премьер-министр Беларуси: «Есть противоречие: с одной стороны, общий рынок трёх государств, с другой — вступление некоторых из них во Всемирную торговую организацию, что открыло их рынки. Политически это правильно. Конкуренция, в том числе внешняя, – это здоровое явление. Но не потеряем ли мы внутренние рынки для отечественных производителей?»
Мудрость правительств «тройки», по мнению бизнеса, должна проявиться в умении совместить интересы мировой конкуренции и национальных производителей. Последним же напомнили – один в поле не воин, надо создавать транснациональные корпорации – чем быстрее, тем лучше. Торгово-промышленные палаты Беларуси, России и Украины и вовсе предлагают выходить на рынки под единой торговой маркой «Сделано в Евразийском союзе».
Так или иначе, но и Таможенный кодекс, и соглашения о формировании Единого экономического пространства, а их 17, нуждаются в доработке. А «чёрный» список изъятий и ограничений бизнесу предложили превратить в «белую» книгу.
Подводя итоги встречи, премьеры призвали министерства и ведомства трёх стран искать компромиссные решения спорных вопросов, а бизнесменов – стать участниками процесса интеграции, а не пассивными наблюдателями.
Время на то, чтобы устранить все разногласия, ещё есть – до 1 января 2015 года. И судя по настроению, деловое сообщество намерено активно включиться в работу. Слишком много поставлено на карту.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram