Последний рубеж

В этом году исполняется 95 лет со дня основания органов пограничной службы. Официальные торжества – в День пограничника 28 мая. Те же, кто охраняет государственную границу, и в свой праздник, как обычно, на боевом посту. О том, как границу стерегут на земле, на воде и в воздухе – специальный репортаж.

Халил Мохаммад, нарушитель государственной границы:
«Я не хотел нарушать границу Беларуси. Я бизнесмен из Пакистана. Продаю рис. В вашу страну приехал через Россию. Хотел посмотреть на диких животных. На оленей. Вот и пошёл в лес, а то, что там граница, я не знал. Просто мне очень нравятся олени. Немного заблудился».

Этого любителя оленей из Пакистана белорусские пограничники задержали ночью на подступах к литовской границе. Вместе с ним в Евросоюз пытался пробраться и гражданин Сирии, который сказки про лесную экскурсию не рассказывает, да и при задержании фактически не сопротивлялся.

На этих кадрах, даже несмотря на кромешную тьму ночного леса, хорошо видно, как проходило задержание. Засекли нелегалов с помощью новейшей электронной видеосистемы. Пограничный лес в направлении Литвы буквально «нашпигован» специальными камерами и датчиками движения.

Младший сержант Артур Журихин лично задержал одного из ночных нарушителей границы. Беларусь – одна из немногих стран в мире, границы которых охраняют солдаты срочной службы. Однако вчерашний школьник, несмотря на яркий армейский антураж, возраст и свойственную молодым солдатам романтику, прекрасно понимает, где находится и за что отвечает.

На границу Артур попросился сам, когда в военкомате, взглянув на заключение врачей о безупречном здоровье призывника, спросили, где он хочет служить. Пришлось пройти дополнительную комиссию. Тельняшку с зелёными полосами Артур надел только после многочисленных тестов и психологических тренингов.

Тишина на заставе обманчива. Крепкий сон здесь может только сниться, и то недолго. По тревоге поднимают почти каждую ночь. Это ещё один критерий отбора в пограничники.

Даже с отменным физическим здоровьем служить на границу могут не допустить. Когда чужое государство в нескольких шагах, психологический срыв неподготовленного человека с оружием в руках может привести к последствиям международного масштаба.

Артём Добрицкий служит на белорусско-польской границе. В отличие от литовского направления, здесь установлен специальный сигнализационный комплекс. Если раньше его основу составляло советское и российское оборудование, то теперь его заменяют на отечественное ноу-хау – комплекс «ЗУБР».

На фоне старых громоздких коробок с многочисленными тумблерами и лампочками белорусская новинка выглядит элементарно. Вся сигнализационная полоса как на ладони.

Длина сигнализационной системы – 400 километров. Несложно представить, сколько денег ушло на её создание. Именно по финансовой причине поляки не стали возводить у себя нечто подобное. Логика у соседей простая: раз у белорусов уже есть электронный забор, то зачем нам тратиться. В откровенных разговорах польские пограничники не раз признавались, что если бы не белорусские коллеги, Евросоюз уже давно захлебнулся бы от контрабанды, нелегалов и наркотрафика. Только за прошлый год белорусы задержали 619 нарушителей государственной границы. Почти 7,5 тысяч незаконных мигрантов и 438 автомобилей с тайниками, в которых перевозилась контрабанда.

Это единственное место на белорусско-польской границе, где под сигнальным комплексом можно пройти, а точнее подплыть. Августовский канал. Однако по всему приграничному периметру водной артерии установлены камеры слежения, поэтому, как шутят сами пограничники, без документов здесь проплывают только лебеди. Недавно эту пограничную заставу усилили всадниками. Они гораздо эффективнее, когда нужно патрулировать большие расстояния и труднопроходимые места. Кони пройдут там, где не смогут машины. Верхом нарушителей можно преследовать даже по лесным тропам. Пограничная конница очень мобильна и не требует особых затрат. Еды для лошадей в приграничной полосе хватает.

Тех, кого не увидят на земле, заметят с воздуха. В последние годы белорусские пограничники значительно обновили свой воздушный флот – на смену старым ещё советским вертолётам приходят новые французские. Они скоростные, манёвренные, потребляют в несколько раз меньше топлива и внутри больше напоминают комфортабельный автомобиль. Такой вертолёт может сесть фактически на любой дороге или опушке леса, и пограничный наряд задержит нарушителей.

Особенность нашей страны ещё и в большом количестве приграничных рек, например, только водная граница по Днепру и Сожу – более 160 километров. Она проходит по основному фарватеру. Украинские пограничники патрулируют водную акваторию довольно редко, в основном полагаясь на своих белорусских коллег. В Беларуси военный флот есть только у Государственного пограничного комитета. На водной границе также регулярно задерживают контрабандистов – сотни случаев в год. Многие, естественно, пытаются скрыться. Но это совсем не просто. Береговая охрана пограничной службы оснащена самыми современными катерами. Некоторые из них развивают скорость до 100 километров в час, причём даже по льду. Поэтому, если нарушитель попал в поле зрения пограничников, уйти от погони фактически нереально. Катер-амфибия, построенный, между прочим, в Беларуси, может преследовать нарушителей границы и на воде, и на суше.

А вот на Немане свои особенности. Если на юге контрабандисты могут подолгу идти по фарватеру, то нарушители с Литвы действуют осторожнее: в некоторых местах им достаточно переплыть реку.

Выход для задержания нарушителя занимает считанные секунды. Здесь всё решает скорость. Дело в том, что в этом месте белорусско-литовская граница проходит посередине Немана, дальше река полностью уходит на литовскую территорию. Для наших пограничников это последний рубеж.

В этих местах излюбленный транспорт контрабандистов – надувные плоты с GPS-навигаторами. А недавно даже поймали аквалангиста – он пытался утащить под водой партию сигарет в герметичном коробе.

Это вовсе не Военная академия, как может показаться на первый взгляд. Это обычная средняя школа в Гродно. А вот класс необычный. Вместо школьной формы старшеклассники ежедневно носят пограничную. Все юноши рослые и крепкие, а девушки спортивные.

Пограничные заставы, летние лагеря, военная подготовка. Заниматься этим никого не принуждают, но в обычный класс никто переходить не хочет. Пограничники здесь в почёте.

Свойственная военным рутина не пугает и девушек – их в классе почти половина.

К Чемпионату мира по хоккею, который пройдёт в Беларуси в следующем году, для девушек-пограничников обещают более эстетичную и красивую форму, новые шапочки, улучшенные нарукавные знаки. Больше всего изменится форма тех сотрудников, которые несут службу в Национальном аэропорту Минск. В преддверии соревнования пограничников ждёт и очередная техническая модернизация.

На первый взгляд, обычная семья, обычная кухня и обычный завтрак перед рабочим днём. Разве что любовь – в каждой записке и фотографии. Разве что дом их – буквально в 100 метрах от государственной границы. Разве что работа у них – эту границу охранять. А Татьяна ради мужа надела погоны и уехала на край страны.

Ещё пару лет назад Татьяна блистала на баскетбольных площадках. Вот она под четырнадцатым номером сметает защиту соперников. Талантливую спортсменку заметили сразу и взяли в «Цмоки» – один из лучших баскетбольных клубов страны. Но судьба девушки круто изменилась после того, как она встретила молодого курсанта Военной академии. Поженились почти сразу. И когда Сергей получил лейтенантские погоны и отправился на границу, Татьяна не раздумывала ни секунду.

Пока Сергей патрулирует границу, Татьяна обеспечивает связь между постами. Первое время столичной девушке было непривычно в лесной глуши. Но теперь в офицерских домах появились Интернет, горячая вода и многочисленное пополнение. Вот и семья Толстик также ждёт прибавления. Татьяна уже на четвёртом месяце беременности.

Буквально перед самым выходом репортажа Татьяна позвонила и сообщила нам результаты ультразвукового обследования. В семье пограничников будет сын.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram