Поскольку в начале уходящей недели у православных верующих была Радуница, многие побывали на могилах своих предков – чтобы принести цветы, навести порядок после зимы.
Холм Славы

Поскольку в начале уходящей недели у православных верующих была Радуница, многие побывали на могилах своих предков – чтобы принести цветы, навести порядок после зимы.

Не забывают в эти дни и братские могилы, появившееся после войны. Причём не только в Беларуси. Мемориал «Холм Славы» во Львове знаменит не только тем, что там похоронены 27 героев Советского Союза, погибших здесь в Великую Отечественную. Два года назад на воинском кладбище в День Победы развернулись настоящие бои. Ветеранам Великой Отечественной не дали возможности возложить венки и цветы. С пожилых людей срывали георгиевские ленточки, медали. И попытки устроить провокации в западноукраинском городе повторяются ежегодно.

Впрочем, многолюдно здесь только 9 мая. Местная власть уже давно не выделяет никаких средств на поддержание мемориала в должном состоянии. На братских могилах орудуют вандалы. Уникальному памятному месту уже угрожали закрытием и разрушением. Между тем там захоронены и наши земляки – воины Великой Отечественной войны.

В 1944 советский танкист Александр Марченко ценой собственной жизни установил Красное знамя на здании Львовской городской ратуши. Сегодня цена его Победы – 18 гривен за кило: чуть больше двух долларов за каждый килограмм сданной на «вторцветмет» бронзы. На братские могилы, где похоронены советские воины, уже не однажды совершали набеги вандалы – вырывали памятные плиты, разбивали постаменты, уносили с собой металлические украшения, барельефы. И против их лома приёма у местных властей нет, сокрушается львовский общественный активист Александр Калынюк. Ещё несколько лет бездействия, и увидеть воинский мемориал можно будет разве что в старых книжках.

Александр Калынюк, председатель областной Львовской организации Антифашистского комитета: «Власть с 1991 года для физического поддержания памятников ни копейки не выделяет. Тут нужно поддерживать в нормальном состоянии памятники, а зачем выделять деньги?»

В своём родном городе ныне депутат Верховной Рады от националистической радикальной партии «Свобода» пользуется большой поддержкой. В феврале этого года Игорь Мирошниченко лично принял участие в разрушении памятника Ленину в украинском райцентре Ахтырка. И останавливаться на этом не намерен.

Игорь Мирошниченко, народный депутат Верховной Рады Украины от партии «Свобода»: «Мы будем делать всё для того, чтобы разрушить даже малейшую надежду возродить советскую империю».

Памятник Ильичу во Львове – как символ советской и, как считают в «Свободе», оккупационной власти – был свергнут с постамента ещё в 1990 году. Сейчас на одной из площадей города в полный рост возвышается фигура лидера украинских националистов Степана Бандеры. А улица Тургенева переименована в честь воинов украинской повстанческой армии. Уже третий год подряд львовские депутаты (большинство – те самые же «свободовцы») пытаются отменить и День Победы. Вместо праздника объявить 8 и 9 мая Днями траура. Уже трижды суду приходилось аннулировать эти решения.

Игорь Мирошниченко, народный депутат Верховной Рады Украины от партии «Свобода»:
«Против кого они воевали? Они воевали против украинцев. В масках НКВД уничтожали украинские сёла. Поэтому 9 мая для нас – это абсолютно обычный день. Также как и 1 мая, 23 февраля, 8 марта. У нас есть свои украинские праздники. Мы их отмечаем, мы уважаем наши украинские традиции».

В 1948 году Украина, как и другие страны-участницы Второй мировой, взяла на себя обязательства заботиться о прахе погибших воинов на своей территории. Но с развалом Союза Вечный Огонь у подножья львовского мемориала «Холм Славы» погас. Для независимой Украины многие памятники советской эпохи стали тяжёлой ношей.

Одиннадцать лет назад Львовский областной совет предпринял попытку (правда, неудачную) демонтировать мемориал. И это несмотря на то, что здесь похоронены не только воины-украинцы. Русские, болгары, армяне. На центральных аллеях «Холма Славы» покоятся останки 15 солдат и офицеров советской армии – уроженцев Беларуси.

В «Свободе» уверяют – это не война с монументальным наследием, а лишь восстановление исторической справедливости. Они объявили себя последователями организации украинских националистов ( конец 20-х-50-е года прошлого века). Почитают не ветеранов Великой Отечественной, а воинов украинской повстанческой армии – как борцов за истинную независимость государства. Хотя к этому периоду истории Украины отношение в мире неоднозначное. В польском сейме, к примеру, считают что ОУН-УПА (Организация украинских националистов – Украинская повстанческая армия) сотрудничала с фашистским режимом, и немедленно призывают объявить эти организации преступными. В США и Европе также настороженно поглядывают на марши «свободовцев» по всей Украине. Закрывая на это глаза, Киев сильно рискует своим имиджем, считают в экспертном сообществе.

Владимир Скачко, историк, главный редактор газеты «Киевский телеграф»: «Такое невозможно в стране, где власть реально борется с такими проявлениями. А смогут ли они бескровно, безболезненно, без слёз, без пожарищ, без погромов, без крови на улицах загнать этого «джина» обратно? В то маргинальное состояние, когда ходят дурачки, городские сумасшедшие с флагами, ну вскидывают руки в римском приветствии, ну кричат они «Героям сало! Сало Украине!». Ну клоуны! Но клоун с топором – это уже опасно. Вот «Свобода» превращается в клоуна с топором, в обезьяну с гранатой».

Герой Советского Союза Александр Свидинский родился в Витебске, особо отличился в 1943 году при форсировании Днепра. Погиб и похоронен на Львовской земле. Сегодня его могила, как и могилы других белорусов на «Холме Славы», в любой момент рискует быть осквернённой, предупреждает Александр Калынюк. Во Львов уже хлынули обращения из России с просьбой перевезти останки павших русских воинов на их историческую родину – в Вологду, Махачкалу и другие города. Ведь сколько ещё суждено простоять во Львове этому уникальному мемориалу Победы, никому не известно.

Александр Калынюк, председатель областной Львовской организации Антифашистского комитета: «Тут родственники обратились, двоих уже забрали, просто таблички остались. А на самом деле там уже праха нет. Для них он герой действительно. Остальное – политика…»

Подписывайтесь на нас в Telegram