Беларусь – Литва: как выгоднее развивать экономики двух стран?

На белорусско-литовском экономическом форуме подводят первые итоги. Деловой новостью дня стали инвестиции «Беларуськалия» в Клайпедский порт. Грузовые ворота теперь частично будут и белорусскими. Морской транзит как самый удачный пример сотрудничества соб

На белорусско-литовском экономическом форуме подводят первые итоги. Деловой новостью дня стали инвестиции «Беларуськалия» в Клайпедский порт. Грузовые ворота теперь частично будут и белорусскими. Морской транзит как самый удачный пример сотрудничества собираются повторить и в других сферах экономики.

Найти новые возможности для зарабатывания денег – из-за такой простой формулировки задач белорусско-литовский экономический форум не теряет актуальность. Встреча уже девятая, правда, с новым акцентом от торговли к инвестициям. О том, что страны к этому готовы, показала и встреча премьеров. Главы правительств Беларуси и Литвы встретились впервые, чтобы обсудить создание дополнительных условий для бизнеса.

Михаил Мясникович, премьер-министр Беларуси: «Это хорошо, что мы от торговли переходим к инвестициям. По моим приблизительным подсчётам инвестиционный объём литовских инвестиции по тем проектам, по которым мы договорились в ближайшее время, превысит $150 млн. Сейчас «Беларуськалий» купил часть большого терминала за $30 млн. Я считаю, это хорошие инвестиции».

Несколько лет назад Клайпеда, что называется, «выиграла» белорусских клиентов. За возможность переваливать наши грузы боролись Вентспилс и Калининград, но именно здесь предложили лучшие условия. Сегодня Клайпеду называют «морскими воротами Беларуси», через которые идёт весь наш основной экспорт. Кроме калийных удобрений, это продукция «Белшины», МТЗ, металлургического завода.

Сделку по покупке «Беларуськалием» части портового терминала эксперты назвали событием ожидаемым. Не один год работы дал результат: треть уходящих из Клайпеды товаров – сегодня наши. Здесь стороны уже не просто торговые партнёры, которые могут в любой момент разорвать отношения без особых потерь – это стратегические вложения. И похожих изменений ждут во многих белорусско-литовских проектах.

Белорусы ищут в Литве крупных партнёров под проекты в высоких технологиях и машиностроении. Самые интересные варианты для литовцев, в том числе и в этих сферах, – работа в наших экономически свободных зонах. Нулевой налог на прибыль в течение пяти лет привлекает крупный бизнес. Компания «Медиена» – один из основных подрядчиков Ikea – сейчас вводит в Могилёве полный аналог литовского производства мебели. Инвестиции оцениваются в €90 млн.

Сигитас Паулаускас, председатель литовского делового Совета по экономическому и торговому сотрудничеству с Беларусью: «Политика политикой, но мы делаем правильные вещи – создаём рабочие места».

На сегодняшний день в Беларуси работает 500 компаний с литовским капиталом. Основные направления – машиностроение, деревообработка, логистика. Здесь интересы взаимны. Литва рассматривает нашу страну не иначе как коридор на рынки таможенной «тройки» – Беларуси, России и Казахстана. Каждый год 100 млн тонн европейских грузов пересекают нашу территорию. А близкое соседство даёт возможность быстро улаживать любые проблемы с товарным потоком.

Владимир Коледа, председатель белорусского делового совета по экономическому и торговому сотрудничеству с Литвой: «Между нашими столицами 180 километров. От дома до гостиницы мы доехали за 2 часа 30 минут. Это быстрее, чем доехать до Гродно. Поэтому нам нужно ещё более быстрыми темпами развивать бизнес».

Ускорение должно произойти совсем скоро. Литовский премьер, открывая нынешний форум, заявил, что председательство его страны в Евросоюзе во второй половине года откроет для Беларуси новые экономические возможности.

Подписывайтесь на нас в Telegram