Мозырский нефтеперерабатывающий завод успешно проводит модернизацию. Белорусские производители уже захватили почти половину топливного рынка Украины и прицеливаются на Россию.
По мнению экспертов, в ближайшие годы можно увечить и экспорт светлых нефтепродуктов в Европу. Проблема с переработкой мазута для Мозырского нефтеперерабатывающего – наследие ещё советской эпохи. Ежегодно 3 миллиона тонн мазута вынуждены продавать по дешёвке. Хотя возможна его дальнейшая переработка. Ставка – на новые технологии.
Александр Шорец, главный технолог ОАО «Мозырский НПЗ»: «Это низкорентабельный продукт. Цены низкие, да и Россия ввела ещё пошлины. Поэтому эта установка поможет снизить выработку мазута, увеличить производительность дизельного топлива и высокооктанового бензина».
Главная цель модернизации предприятия – глубина переработки нефти. Она может доходить до 90%. А это миллионы долларов дохода. Ну и, конечно, качество продукта. Уже сейчас на Мозырьском МПЗ выпускают бензин «Евро-4» и «Евро-5». Финишная точка «большой перестройки» завода – 2017 год.
Виталий Павлов, заместитель генерального директора ОАО «Мозырский НПЗ»: «В прошлом году начато строительство комплекса высокооктановых добавок, он состоит из технологических объектов трёх установок. Это позволит после ввода в эксплуатацию перейти полностью заводу на выпуск бензина “Евро-5”».
70% топливного экспорта – на Запад. 30% – в Украину и Россию. У южных соседей несколько последних лет белорусское топливо особенно востребовано: половину всего дизеля и треть бензина закупают у нас. Украинские нефтепереработчики даже обратились с просьбой о проведении субсидиарного расследования в отношении белорусских НПЗ в Кабинет Министров страны. Эксперты не исключают, что может быть введена заградительная пошлина: $180 с каждой тонны нефтепродуктов.
Сергей Куюн, директор украинской консалтинговой группы «А-95»: «С каждым годом белорусская нефтепереработка модернизируется, а украинская продолжает стагнацию в отсутствии инвестиций. С белорусским топливом конкурировать становится всё сложнее. Поэтому избран путь без инвестиций в производство, а за счёт налогов выровнять ситуацию и заработать».
Новый прицел белорусских нефтяников – Россия. По оценке специалистов, уровень наших технологий позволит серьёзно конкурировать в цене и качестве с переработчиками «нефтяной державы» на их же территории.
Сергей Куюн, директор украинской консалтинговой группы «А-95»: «В России ожидается остановка НПЗ на ремонт в ближайшее время. Велика вероятность ресурсной напряжённости. Есть механизмы решения. Кроме того, многие в России живут ресурсной стороной дела, а как качество? Например, та же Москва требует стандарта «Евро-4», не меньше. А российские производители не могут его закрыть. Вот вам ниша для белорусских нефтепереработчиков».
Эксперты уверены, что белорусская нефтепереработка за счёт госмодернизации может показать высокий экономический рост в условиях мирового кризиса. В Европе сейчас идёт сокращение технически устаревших НПЗ примерно на 10%, а значит, и перераспределение рынка. Качественному белорусскому бензину и дизелю вполне по силам отвоевать свой кусок европейского «топливного пирога».
Подписывайтесь на нас в Telegram