«Орудие Баха» (говорят за кулисами об этом инструменте) звучит под сводами минской филармонии. Это первый концерт из целого цикла фестиваля «Минская весна». За праздничным пультом – именитые музыканты Союзного государства.
Игра идёт на 83 голоса. Так звучит полный «хор» органа. То есть вместе 6 тысяч 366 труб. Им, серебряным (к слову, это филармонический миф), уже полвека. На пюпитре – партитуры Баха, Генделя. И, конечно, Олега Янченко – первого «хозяина» нашего «короля инструментов».
Марина Воинова, органист (Россия): «Здесь соотношение не «качество – величина», а, скорее, возможности, которые тот или иной инструмент нам предоставляет. Например, этот орган, конечно, большой. В нём множество регистров».
По узкой лестнице – на высоту в четыре этажа. И мы на пике самого большого органа Беларуси. Всё, как весной 1963 года. Тогда, в дни «инаугурации» инструмента, провели пять музыкальных вечеров. Вспоминают: «объёмы» до последнего держали в напряжении дирекцию только что открытого зала. Что если филармония не выдержит – рухнет? Но дом с органом в «сердце» стоит.
Геннадий Чернявский, органный мастер: «Если я сниму пыль, нарушится его звучание и придётся его по-новому настраивать. Поэтому полная глобальная настройка делается раз в 8-10 лет. Времени на это уходит месяц».
Кажется, бывал на каждом концерте. Должность придворного «мастера» Геннадий получил по наследству. Его отец – первый, кто хранил в Белорусской филармонии «пражское чудо». Та чешская фирма органы уже не выпускает. Что-то сломалось – спасает фантазия.
Их не видно из зала. Да и зачем, спросят меломаны, инородные тела в слаженном организме? Но именно они – тазики с водой – являются источником той самой жизненной влаги. Уровень которой внутри органа не должен опускаться ниже 60%.
Два часа звучания. Далее – перерыв, несколько суток. Иначе температура внутри станет критической. Организм не выдержит. А ведь сегодня орган не просто «главный» житель Большого зала. «Орудие Баха» на каждой двери, афише. И даже в кабинете худрука.
Юрий Гильдюк, художественный руководитель Белгосфилармонии: «Действительно, это один из символов нашей филармонии. Наряду с белорусскими цимбалами. Иногда из любопытства привлекает слушателей, а иногда просто, чтобы очистить свою душу».
Концерты «Минской весны» – сутки через трое. И так вплоть до 6 мая, Всемирного дня органа. Сыграют на нашем «короле инструментов» настоящие короли. За «праздничным» пультом немало прекрасных дам. Выходит органист сегодня – вполне женская профессия.
Подписывайтесь на нас в Telegram