«Орудие Баха» под сводами филармонии: 50 лет исполнилось самому большому органу Беларуси

«Орудие Баха» (говорят за кулисами об этом инструменте) звучит под сводами минской филармонии. Это первый концерт из целого цикла фестиваля «Минская весна». За праздничным пультом – именитые музыканты Союзного государства.

«Орудие Баха» (говорят за кулисами об этом инструменте) звучит под сводами минской филармонии. Это первый концерт из целого цикла фестиваля «Минская весна». За праздничным пультом – именитые музыканты Союзного государства.

Игра идёт на 83 голоса. Так звучит полный «хор» органа. То есть вместе 6 тысяч 366 труб. Им, серебряным (к слову, это филармонический миф), уже полвека. На пюпитре – партитуры Баха, Генделя. И, конечно, Олега Янченко – первого «хозяина» нашего «короля инструментов».

Марина Воинова, органист (Россия): «Здесь соотношение не «качество – величина», а, скорее, возможности, которые тот или иной инструмент нам предоставляет. Например, этот орган, конечно, большой. В нём множество регистров».

По узкой лестнице – на высоту в четыре этажа. И мы на пике самого большого органа Беларуси. Всё, как весной 1963 года. Тогда, в дни «инаугурации» инструмента, провели пять музыкальных вечеров. Вспоминают: «объёмы» до последнего держали в напряжении дирекцию только что открытого зала. Что если филармония не выдержит – рухнет? Но дом с органом в «сердце» стоит.

Геннадий Чернявский, органный мастер: «Если я сниму пыль, нарушится его звучание и придётся его по-новому настраивать. Поэтому полная глобальная настройка делается раз в 8-10 лет. Времени на это уходит месяц».

Кажется, бывал на каждом концерте. Должность придворного «мастера» Геннадий получил по наследству. Его отец – первый, кто хранил в Белорусской филармонии «пражское чудо». Та чешская фирма органы уже не выпускает. Что-то сломалось – спасает фантазия.

Их не видно из зала. Да и зачем, спросят меломаны, инородные тела в слаженном организме? Но именно они – тазики с водой – являются источником той самой жизненной влаги. Уровень которой внутри органа не должен опускаться ниже 60%.

Два часа звучания. Далее – перерыв, несколько суток. Иначе температура внутри станет критической. Организм не выдержит. А ведь сегодня орган не просто «главный» житель Большого зала. «Орудие Баха» на каждой двери, афише. И даже в кабинете худрука.

Юрий Гильдюк, художественный руководитель Белгосфилармонии: «Действительно, это один из символов нашей филармонии. Наряду с белорусскими цимбалами. Иногда из любопытства привлекает слушателей, а иногда просто, чтобы очистить свою душу».

Концерты «Минской весны» – сутки через трое. И так вплоть до 6 мая, Всемирного дня органа. Сыграют на нашем «короле инструментов» настоящие короли. За «праздничным» пультом немало прекрасных дам. Выходит органист сегодня – вполне женская профессия.

Подписывайтесь на нас в Telegram