Новые рынки требуют качественной продукции. На «Сукне» речь шла не только о судьбе непосредственно этого предприятия – рассматривали предложения по развитию всей текстильной и швейной промышленности страны.
Новые рынки требуют качественной продукции. На «Сукне» речь шла не только о судьбе непосредственно этого предприятия – рассматривали предложения по развитию всей текстильной и швейной промышленности страны.

О стабильности на «Сукне» говорят с горькой усмешкой: здесь стабильно низкая зарплата и часть продукции вот уже пять лет стабильно идёт на склад. Растут объёмы производства, экспорт (а почти 75% от того, что удаётся продать, идёт в основном в Россию), но самый главный – финансовый – показатель, увы, не обнадёживает. С начала года, по сравнению с тем же периодом 2012 года, прибыль упала больше чем на 10%, зато увеличилась кредиторская задолженность – сразу в два с половиной раза. Когда на предприятии было последнее техперевооружение, никто уже и не помнит. Сами работники шутят: здесь можно снимать ремейк фильма «Москва слезам не верит». Ощущение, будто время замерло. Устаревшие станки работают на пределе своих технических возможностей. Выдавать модные, востребованные ткани это оборудование просто не в состоянии. А конкурировать надо: китайские и турецкие производители захватывают российский рынок, того и гляди вытеснят с собственного.

Будущее на предприятии видят в модернизации. Недавно приобрели 15 новых немецких станков. Оборудование универсальное – на нём можно выпускать ткани различного ассортимента, но пока, аккуратно упакованная, техника скромно стоит в углу одного из цехов. Сначала у стендов с графиками и диаграммами, затем в цехах Президенту рассказали о плане модернизации – объединить две промышленные площадки под одной крышей (сейчас прядильная фабрика расположена фактически в центре города), поставить современное оборудование и организовать новое камвольное производство. Срок окупаемости проекта – четыре с половиной года. Но зарплату в тысячу долларов ткачихам обещают не позже 2016 года. Впрочем, не всё так однозначно. Реализация бизнес-плана суконной фабрики напрямую связана с будущим ещё одного предприятия – «Минского камвольного комбината». Судьба которого до сих пор не решена. В декабре, когда Александр Лукашенко посещал «Камволь», правительство предлагало снести старые здания, а на их месте построить новое предприятие. Однако Президент такой инвестиционный проект не поддержал и поручил просчитать, что выгоднее – новое производство в старом интерьере или же завод с нуля. В начале марта во время визита Александра Лукашенко на Дзержинскую фабрику «Элиз» первый вице-премьер Семашко внёс новое предложение: «Камволь» ликвидировать, а его мощности перенести на «Сукно» и Слонимскую прядильную фабрику.

С учётом переноса «Камволя» составлялись бизнес-планы «Сукна» и Слонимской фабрики. Расширяться самостоятельно и конкурировать с «Камволем» на предприятиях, как оказалось, не готовы.

Настойчивость правительства в вопросе переноса камвольного производства на другие промышленные площадки Александр Лукашенко расценивает как попытку избавиться от проблемного предприятия. Под вопросом и реализация плана по развитию овцеводства. Поручение подготовить его Президент дал почти год назад, однако заметного движения в этом направлении до сих пор не ощущается. Что касается «Сукна», то в тот же день Президент потребовал назначить на предприятие руководителя. Дмитрий Костюкевич до сих пор лишь исполняющий обязанности.

Кстати, около $20 млн на модернизацию «Сукно» может выручить от продажи старого здания прядильной фабрики. Оно расположено по улице Клары Цеткин. На этом месте по генплану появится общественно-деловой и развлекательный центр. На «Сукне» уверяют, что покупатель уже есть, правда, имя его пока держат в секрете.

Не только на «Сукне» и «Камволе» ждут скорейшего решения вопроса. Есть ещё одна заинтересованная сторона – это Белорусская торгово-промышленная палата. Дело в том, что если камвольное производство всё-таки решат перенести, то площади комбината отдадут под выставочный комплекс.

О его строительстве в Торгово-промышленной палате грезят уже не первый год. Сегодня в Минске есть выставочный центр «Белэкспо» по улице Янки Купалы, но это повод не для гордости, а скорее для стыда. По сравнению с площадками в Ганновере, Дюссельдорфе, Шанхае у нас не центр, а сиротский приют. А ведь это имидж страны. Неважно где, главное, чтобы комплекс был, – такова позиция Торгово-промышленной палаты. Здесь давно просят власти выделить землю под его строительство. Но пока безрезультатно. Разница лишь в том, что возводить комплекс на площадях «Камволя» придётся государству. А на новое место есть шанс привлечь инвестора.

Современный выставочный центр столице необходим. Вопрос в другом. Если чиновники утверждают, что здания «Камволя» не годятся под производство, как там можно разместить выставочный комплекс, который, как обещают, станет бизнес-инкубатором для инвестора?

Так или иначе, но всё решится меньше чем через месяц. Что касается модернизации, то Президент в очередной раз подчеркнул – это неизбежный процесс, от которого будет зависеть благополучие всей страны и каждого её жителя.

Александр Лукашенко намерен и впредь лично контролировать процесс модернизации, в частности в лёгкой промышленности. Как и деревообработка, эта отрасль ориентирована на местное сырьё, имеет стратегическое значение для страны. На «Сукно» Президент намерен в этом году приехать ещё раз, проверить, как выполняются поручения.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram