Старая пьеса на новый лад: осовремененную поэму «Раскіданае гняздо» представили в Театре белорусской драматургии

В Республиканском театре белорусской драматургии – «Малітва» Янки Купалы. Исполненная ансамблем «Песняры» композиция – финальный аккорд народной драмы «Раскіданае гняздо». Премьера – на камерной сцене Театра белорусской драматургии.
В Республиканском театре белорусской драматургии – «Малітва» Янки Купалы. Исполненная ансамблем «Песняры» композиция – финальный аккорд народной драмы «Раскіданае гняздо». Премьера на камерной сцене Театра белорусской драматургии. В его репертуаре это первое обращение к пьесе, написанной ровно век назад.

Все играют по принципу великой Раневской – «Не играть – жить!». Сцена – дом. То самое «гнездо», как в тексте, из картона построил Игорь Анисенко. Автор декораций (лучший в стране) лично прошёлся кистью перед премьерой, без слов. Эта роль – режиссёра.

Александр Гарцуев, режиссёр-постановщик спектакля: «Я не кажу, што глядач «дурны», але чаму б яго не прыблізіць да вострага адчування фабулы і сюжэту п’есы. Проста гэта вельмі філасафічны твор. І калі яго любіць і разумець, то гэтыя «несцэнічнасці» можна выкарыстаць у адваротным сэнсе».

«Не зусім сцэнічная» – из рецензий на «Раскіданае гняздо» ещё 1917 года. Первую драму разыгрывали в пяти актах. Афиши театра белорусской драматургии сейчас гласят лишь о двух. Что поделаешь? Эпоха «форматов»: пару часов и несколько минут.

«Рэч адбываецца ў 1905 годзе» – сам Янка Купала в начале рукописи меняет время. И режиссёр Александр Гарцуев ничего не нарушает, перенося действие драмы в наши дни.

«Раскіданае гняздо» – история жизненная. В XIX веке князья Витгенштейны лишили земли предков Купалы. Автограф пьесы находится в минском музее Песняра. Левон Зяблик, Марыля, Данилка – те же герои и в новой версии. Нет только в спектакле Аленки и Юрки. Малые дети в таких сценах – это всегда трудно.

Драма семейная здесь звучит как народная. На глаза: конфликт поколений, социальный мезальянс. И, конечно, классическое: гнездо, которое нужно покинуть – долги. А ведь тут корни.

Игорь Сигов, заслуженный артист Беларуси: «Будзь то Купала, будзь то Колас, будзь то Шэкспір альбо Горкі – калі ёсць пра што гаварыць, любы матэрыял будзе добрым, складаным, актуальным».

«Раскіданае гняздо» сыграно почти на всех сценах Беларуси. И не только. Но каждый раз в хрестоматийном тексте есть что-то на злобу дня. В репертуаре Театра белорусской драматургии после премьеры этого спектакля следует купаловская «Адвечная песня». Тоже драматическая поэма.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram