Что такое «хорошо» и что такое «плохо»: как можно по-разному использовать бывшее госимущество, купленное за «копейки»?

Как правильно взять в оборот бывшее государственное имущество? В Брестской области Госконтроль нашёл немало примеров, когда новые собственники относятся к покупке не по-хозяйски. Такое происходит почти в каждом втором случае.
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»: как можно по-разному использовать бывшее госимущество, купленное за «копейки»?

Как правильно взять в оборот бывшее государственное имущество? В Брестской области Госконтроль нашёл немало примеров, когда новые собственники относятся к покупке не по-хозяйски. Такое происходит почти в каждом втором случае.

На военной базе в лесах под Малоритой в ангарах для хранения баллистических ракет сейчас фасуют картошку. Оказалось, что железобетонные бункеры идеально подходят для хранения корнеплодов.

Ольга Головчик, помощник директора совместного предприятия:
«Самое важное, что все эти склады хорошо выдерживают морозы и жару. Здесь круглогодично держится температура до +5 максимум, поэтому достаточно хорошо все овощи хранятся».

Новые собственники отремонтировали дорогу, провели вентиляцию, подключили генератор – и превратили 6 заброшенных ангаров в овощехранилища, каждое на 1000 тонн. Теперь вместо военной безопасности обеспечивают продовольственную.

За последние 5 лет на территории одной только Брестской области с аукционов со стартовой ценой в одну базовую величину было продано помещений общей площадью в 10 футбольных полей. Такие льготные условия предлагаются государством неспроста. Ведь месторасположение и состояние предлагаемых объектов бывают весьма далёкими от идеальных.

К владельцу такого же военного городка по соседству у специалистов Госконтроля немало претензий. Предприниматель выкупил недвижимость и землю три года назад и, по всей видимости, мало о ней вспоминает. Здания продолжают разрушаться.

Александр Пузик, начальник управления Комитета государственного контроля Брестской области: «Речь идёт о 49 объектах, о площади свыше 83 гектаров. Эффективность использования данных объектов и данных площадей, на наш взгляд, оставляет желать лучшего».

Условия аукциона – создать рабочие места и задействовать объекты в хозяйственной деятельности – по мнению нового собственника, выполняются. Трудоустроено три человека, на недвижимость тоже есть планы. Часть зданий пойдёт под снос, часть – в аренду. Землю уже сейчас используют как полигон для страйкбола.

Валентин Игнатович, предприниматель: «Из 48 объектов 30 с лишним – аварийные. Для игры в страйкбол и пейнтбол считаются одними из лучших площадок в Беларуси – по отзывам. Тут за два года побывало больше 2000 человек».

Рычагов давления на частника, признают местные власти, сегодня нет. С точки зрения закона нарушений нет – налоги уплачены, дела худо-бедно идут, а территория продолжает пустовать. Процедура изъятия бывшей госсобственности в документах чётко не прописана. Как и оценка эффективности её использования.

Эдуард Кондерешко, заместитель председателя Малоритского райисполкома: «Нужно какой-то подход выработать в целом по стране. Если купили – в зависимости от количества объектов, от площади, от состояния – сколько человек должен получить дохода или заплатить налога, чтобы всё вот это взвешивать. Потому что сегодня будет 2 рубля налога в год – это уже деятельность. И законодательно мы не имеем права расторгнуть этот договор».

К слову, Малоритский райисполком уже обратился в Совет Министров с предложением внести изменения в нормативные документы. С одной стороны, важно не отпугнуть инвесторов на старте. С другой – спросить с них за бездействие.

Подписывайтесь на нас в Telegram