Как поднять престиж рабочих профессий?

Этой проблемой озадачены практически все страны. Во всяком случае, это волнует те 25 государств, чьи представители приехали на форум в Минск. В мире – переизбыток «белых воротничков», а экономике нужны рабочие руки.
Этой проблемой озадачены практически все страны. Во всяком случае, это волнует те 25 государств, чьи представители приехали на форум в Минск. В мире – переизбыток «белых воротничков», а экономике нужны рабочие руки.

Беларусь является одной из немногих стран, которые после распада СССР сохранили школы профтехобразования, но не как временное пристанище абитуриентов, проваливших экзамены в вузы, а как школу специалистов, в которых остро нуждается современная экономика. О важности рабочих специальностей говорится и в приветственном обращении Александра Лукашенко, которое зачитал первый заместитель главы Администрации Президента, в прошлом – министр образования.

Александр Радьков, первый заместитель главы Администрации Президента Беларуси: «Германия, США, Китай, Франция – это страны, где в развитие системы среднего специального образования государство вкладывает огромные деньги. Создаётся целый срез специалистов, которым необязательно иметь высшее образование, чтобы собирать автомобили, выпускать лекарства, добывать нефть и относить себя (по уровню дохода) к среднему классу».

Петер Тиле, руководитель департамента профессионального образования Германии: «Если вы меня спросите, в чём залог успеха немецкой экономики, я отвечу – в профессиональном образовании, которое во многом отдано на откуп предприятиям. У нас есть эффективное сотрудничество между государством и частным партнёрством. Работодатели лучше знают, специалисты какой квалификации и компетентности им нужны. Приведу цифры: в Греции безработица уже дошла до 60%, а в Германии, Швейцарии и Австрии – около 8%. Так что, по моему мнению, профобразование нельзя замыкать лишь в учебном ведомстве».

Из недостатков белорусского профтехобразования называют не всегда современную материальную базу и методику преподавания. Одно из новшеств – замена учебников на дистанционные формы обучения.

Машиностроение – это та самая сфера, где не дискутируют, а активно внедряют высокие технологии в учебный процесс. Удовольствие не из дешёвых: одна лицензионная программа стоит более тысячи долларов, а классу в среднем необходимо 15.

К сожалению, далеко не каждый учащийся может похвастаться любовью к точным наукам, к той же химии, физике или биологии. Некоторые темы сложны для понимания. На помощь преподавателю пришли гаджеты. Мультимедийный урок в 3D-формате не только интересен, но и полезен. Ведь полученные знания можно проверить на месте, не отходя от компьютера.

Например, самостоятельно выполнить виртуальную лабораторную работу. Программа не только учит, но и запоминает, насколько хорошо студент освоил урок, и вообще следит за успеваемостью в классе. Пока такие уроки ведутся лишь в нескольких российских школах, но к технологиям присматриваются белорусские преподаватели и продвинутые чиновники из Минсельхозпрода.

Свои идеи и проекты в Национальной библиотеке представили более 240 участников. Доклады, сообщения, споры… Но в одном эксперты единогласны: система образования должна адаптироваться под изменения в экономике. То есть идти в ногу со временем, ведь технологии развиваются так быстро, что не все преподаватели порой догадываются об их истинном предназначении.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram