Мелкие б/у детали и узлы свои функции часто выполняют не хуже новых, но только стоят гораздо дешевле. К 2015 году Министерство торговли намерено «упорядочить» рынок автомобильных запчастей. На этот счёт у покупателей и продавцов разные точки зрения.
Запас прочности

Мелкие б/у детали и узлы свои функции часто выполняют не хуже новых, но только стоят гораздо дешевле. К 2015 году Министерство торговли намерено «упорядочить» рынок автомобильных запчастей. На этот счёт у покупателей и продавцов разные точки зрения.

На рынке автозапчастей – переполох. Торговцы говорят, что к 2015 году нужно собирать товар и закрываться. Обеспокоенность вызвало заявление Министерства торговли, что через два года автозапчасти в Беларуси будут продавать только в цивилизованных и комфортных условиях.

Виолетта Брезовская, начальник управления организации торговли и услуг Министерства торговли Беларуси: «Что значит «комфортные условия»? Это будут обустроенные магазины, торговые центры, где можно будет рассчитаться при помощи платёжного терминала карточкой, где тебе выпишут необходимые сопроводительные документы на гарантию».

Что же изменится для продавцов? Во-первых, уже с июля этого года все юридические лица и предприниматели, торгующие запчастями на рынках, должны будут иметь кассовые аппараты. Выдавать покупателям чеки обяжут и продавцов б/у деталей. Во-вторых, на рынках появится реестр продавцов, куда внесут не только предпринимателей, но и физических лиц, имеющих право торговать на рынке 5 дней в месяц. Нововведения рыночникам не по душе.

Все запчасти в стране можно разделить на три группы: бывшие в употреблении, новые оригинальные, которые обычно поставляют автодилеры, и новые неоригинальные, так называемый автомаркет. Последняя группа – самая распространённая по качеству: от достойного европейского до зачастую посредственного азиатского. Сама Беларусь практически не производит запчасти, поэтому детали везут со всех направлений. Подавляющую часть – около 85% – привозят 10 крупных импортёров. Дальше детали расходятся по розничным магазинам мелких фирм и СТО. 10% запчастей в страну привозят мелкие фирмы, но эта доля постепенно уменьшается – им проще взять товар у первого поставщика. Ещё 5% – это контрабанда. Благо, границы с Россией открыты.

Продавцы недоумевают: кому мы мешаем? Для покупателя – все условия!

Дмитрий, продавец автозапчастей: «Есть выбор: хорошее и качественное, есть подешевле. Кому-то машина на продажу, кому-то ещё… Раньше было намного хуже».

Каскадёр Сергей Цыбульников за двадцать лет разбил и восстановил не одну машину. Свой выходной посвящает поиску суппорта для Volkswagen. Сначала ищет на разборе среди бывших в употреблении запчастей.

Разбежку в ценах продавцы не поясняют. В торговом центре на
«Малиновке», где торгуют новыми, но неоригинальными запчастями, простой вопрос ставит в тупик.

Предлагали подождать, мол, через неделю-другую подвезут. И скидку обещали хорошую. А в магазинах официальных импортёров Сергею нашли и оригинальный суппорт. Цена впечатлила.

Поставить любой суппорт, б/у или новый, как владелец пожелает. В итоге деталь может обойтись от Br100 тысяч до миллиона. Любого производителя, в наличии и под заказ. Но практически каждый продавец нас уверял: лучше покупать оригинальное. Хоть цена и кусается, зато для себя. И лучше брать из Европы.

Италия знает толк в автомобилях и запчастях: больше десяти автозаводов и сотни производителей деталей. Таких как Roberto Nuti S
pa. Здесь делают амортизаторы марки Sabo. С недавнего времени специально для белорусского рынка завод начал выпускать Stellox.

Stellox делают амортизаторы для грузовых автомобилей и автобусов, для легковых – нет. Команда из 30 человек в помещении на полностью автоматической линии производит в сутки 40 тысяч единиц амортизаторов. Каждые 18 секунд на планете становится одним «Стеллоксом» больше.

Металл – итальянский, масло – немецкое, поставки осуществляются в 80 стран мира. Принципиальной разницы между Stellox и Sabo, которые поставляют на конвейеры, говорят производители, нет. Разве что в цене: для Беларуси дешевле на 30%. Просто в цену не закладывают маркетинг.

Роберто Романелли, маркетолог: «Качество одинаково для всех! Для стран и Западной, и Восточной Европы. Единственное, чему мы уделяем повышенное внимание, – это таким странам с низкими температурами, как Россия, Украина и Беларусь».

В Беларусь итальянские амортизаторы поставляет компания «Армтек». За последние полгода крупный импортёр сильно прибавил: расширил свою розницу в регионах. В Беларусь поставил больше 100 тысяч «Стеллоксов».

Денис Мороз, генеральный директор компании-импортёра запчастей: «Бренд Stellox является единственным в Беларуси, который для поддержки своих потребителей имеет горячую линию. На неё можно звонить бесплатно, получить консультацию и разрешить все вопросы. Это беспрецедентный случай для Беларуси».

Но в Беларуси «Армтек» и других импортёров конкуренты уже успели обвинить в переделе рынка. Мол, Минторг заинтересован «отдать» рынок крупным поставщикам, с которых спросить проще. Получается, мелкие торговцы, по мнению чиновников, должны исчезнуть?

Виолетта Брезовская, начальник управления организации торговли и услуг Министерства торговли Беларуси: «Минторг никогда не будет принимать позицию какого-нибудь одного сегмента торговли. Крупных сетей или малого бизнеса. Всегда будет найден тот баланс, который устроит всех».

Но больше половины своих поставок импортёры продают именно в мелкую розницу другим фирмам, которые продают автовладельцам. Однако на рынке бывших в употреблении запчастей царит скепсис. Здесь грустно шутят: «Скоро и мы будем «бывшими в употреблении».

Виолетта Брезовская, начальник управления организации торговли и услуг Министерства торговли Беларуси: «Наши рынки необустроенные – всё лежит на улице. И снег, и дождь, и слякоть. Покрывается пылью, грязью. Нет кассового аппарата, нет платёжного терминала…»

За электрикой Андрей приехал из Борисова, Дмитрий – за подкрылками – из Могилёва. Ответ один: здесь дешевле, да и нет необходимости брать новое! У этой компании – двадцатилетний опыт работы с б/у. Свои склады, наличный и безналичный расчёт – работа прозрачна, запчасти легальны.

Александр Ластовский, директор предприятия по торговле б/у запчастями: «Вот так у нас организовано хранение. Сами видите: сухо, тепло, светло. Запчасти здесь не подвержены ни коррозии, ни другой порче, как это может быть на рынке. Каждая запчасть имеет свой оригинальный номер».

Возможно, такими и должны быть магазины-разборы. Но хватит ли времени перестроиться до 2015 года? Может, проще эволюционировать, используя опыт стран Евросоюза? Той же Германии?..

Дмитрий Перлин, эксперт международного автомобильного холдинга: «Если у какого-нибудь Ганса ломается автомобиль, он не думает, куда бы за запчастью податься. У него СТО рядом. Он приехал и сказал: «У меня что-то бренчит справа». Всё! Ответственность за качество запчасти, за гарантийные обязательства несёт перед ним СТО полностью. Ответственность за качество запчасти перед СТО несёт государство, потому что оно сертифицирует и декларирует».

Но белорусы – люди по-своему практичные. Не все выбирают СТО, многие ездят «по знакомым гаражам», ещё часть ремонтируют машины самостоятельно. И здесь тоже есть нюанс.

Николай, мастер СТО: «СТО может менять тормозные колодки, если есть специальные стенды. Тормозные. Если нет, то СТО не имеет права работать с тормозными системами. Но человек может сам пойти в любой магазин, купить тормозные колодки и поменять сам».

А потом установить неправильно, выехать и разбиться. Кто ответит? Сегодня, пожалуй, никто. Очевидно, нужно менять культуру автомобилистов в отношении ремонта своих машин: предпочитать пусть и дорогие, но качественные детали. Чинить транспорт должны квалифицированные специалисты. А к цивилизованному рынку запчастей нужно не идти, а уже ехать! На повышенной передаче.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram