И всё-таки она сыграна…

И всё-таки она сыграна…

Нынешняя «Павлинка», которую показали на открытии Купаловского театра, – это постановка Льва Литвинова 1944 года. И декорации, и костюмы – всё так, как после возвращения театра из эвакуации.

Но жизнь спектакля на сцене Купаловского театра (тогда первого Белорусского государственного театра – БДТ-1) началась раньше: на четвёртый день после официального открытия в 1920 году. Роль главной героини тогда сыграла мало кому известная артистка Александра Липничанка. Именно она ровно 100 лет назад была Павлинкой в дебютной постановке комедии на территории современной Беларуси.

Город, которого нет. Минск детства Купалы. Семья снимала квартиру в Троицком предместье. Дом снесли в эпоху «застоя» – мешал реконструкции. Впервые ещё не драматург увидел ещё не столицу в 1890 году. Тогда же в центре губернии открыли театр (какое совпадение!). Стоя у этих стен, Янка не думал: здесь сыграют его «Паўлінку». И не раз.

Образ героини «Паўлінкі» автор нашёл в Акопах (мамин фольварк под Логойском), заменив в комедии (кажется, сознательно) имя героини. Звали ту барышню-шляхтянку Ядвига Овлачинская. Лет то ли 18-и, то ли 19-и (исправлено Купалой). Девушка полюбила, но сердце классика уже было занято.

Это биографы Купалы сделают её единственной. Не спорил и классик. Она же Муза. Ничего, что не сказала «да!» у алтаря. В летописи «Паўлінкi» Мядёлка всё-таки «одна из...». На территории современной Беларуси роль первой исполнила Александра Липницкая.

После Вильно и Петербурга овации «Паўлінке» готовил Минск. Век назад Купала лично передал рукопись пьесы местному кружку самодеятельности. Думали сыграть на сцене того самого Городского театра (ныне Купаловского). Но тут цензоры задумались: что за жанр такой – «сцэнкі са шляхецкага жыцця»? Возможно, империя в опасности? А ведь 1913 год – юбилейный: 300 лет дому Романовых. Бесспорно, премьеру – запретить!

В 1912 году Янка Купала написал свою первую комедию. 12 ступеней к первой сцене «Паўлінкі». Оказалось, туристический миф. На самом деле дороги пьесы ведут к этому зданию. Отсюда век назад тушили пламя, но не революции.

Бывшее депо пожарной команды местечка Радошковичи, заброшенное. В память о событии таблички нет. Есть, правда, инвентарный номер с тремя единицами. В зале за массивными дверями публика и увидела дебют «Паўлінкі». Родная Вязынка Купалы в каких-то двух километрах отсюда.

Купаловское «браво!» главной актрисе осталось лишь в паре строк. Не найдено и фотосвидельств события. Роль Якима Сороки (возлюбленного героини) в Радошковичах исполнил модный «шляхтюк». Позже Флориан Жданович и Александра Липничанка всё-таки сыграют «Паўлінку» на когда-то «отвергнувшей» сцене. Шёл 1917 год. Афиша премьеры написана латиницей на немецком и белорусском.

На основе Первого товарищества белорусской драмы и комедии Жданович думал создать первый национальный театр. И создал «Пролетарский», затем «Белорусский советский». Давали «Паўлінку» на подмостках бывшего Городского театра – фронтах мировой войны. Поднимали актёры и «революционные силы деревни». Труппа голодала, но костяк оставался.

В театре Купалы Геннадий Степанович Овсянников служил Пустаревичем (родичем Павлинки). К слову, полвека. Народный артист СССР (этого звания Овсянников удостоился последним из белорусов) уже играл комедию со «счастливым концом» по-голливудски. Первые же постановки были с открытым финалом Купалы. В рукописи пьесы – четыре точки и «Заслона».

В разгар 1930-х драматургу предложили подправить пьесу. Сорока (в образе учителя позже рассмотрели профиль Коласа) будет читать Павлинке «Песню о Буревестнике». Сцена комична: поцелуи, декламация, опять поцелуи.

Из мемуаров Мядёлки: осенью 1917 года Паулина сыграла Павлинку. Этот выход запомнился Музе свитером. Его подарил один из делегатов съезда солдатских депутатов Западного фронта, будущий «всебелорусский староста». Александр Червяков окажется в том же зрительном зале в 1920 году. 17 сентября, на четвёртый день после открытия первого государственного театра, комедию Купалы воплотит первая радошковичская Липничанка.

«Тудэма-сюдэма», «каханенькая-родненькая» – крылатые фразы «Паўлінкі» окрыляли не одно поколение купаловцев. Так было и с первыми. Их вспоминают крайне редко. А ведь эти люди начинали, кажется, бесконечный сезон бессмертной комедии на первой сцене Беларуси.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram