Новое здание в Александровском сквере уже обживает театральный коллектив. Кто-то ещё с трудом находит нужные двери. Здесь немудрено заблудиться, ведь площадь театра увеличилась вдвое. Преобразились и стены, хотя и восстановлены по проектам старого театра. Но дух и атмосфера театра всё же не те, что были прежде, признаются старожилы. Может, это пока?
Мария Захаревич, народная артистка БССР: «Я всё ещё помню старый театр».
Губернский театр, а так изначально назывался Купаловский, – памятник архитектуры XIX века. Это одно из немногих зданий в центре Минска, уцелевшее после Великой Отечественной войны. За 125-летнюю историю он «преображался» дважды. Нынешняя реконструкция далась нелегко – зданию необходимо было вернуть исторический облик, а внутри наполнить современным оборудованием. Чтобы связать прошлое с будущим, пришлось демонтировать все несущие конструкции, усилить фундамент и стены здания, пристроить дополнительный корпус. Зато появились три репетиционных зала, один из которых дублирует главную сцену. А также гримёрные, где можно не только остаться на ночь, но и жить в разгар театрального сезона.
За тем, как велись восстановительные работы, наблюдали не только купаловцы, которые всё это время продолжали давать спектакли в стенах Дома офицеров и Дворца профсоюзов, что по-соседству, но и Президент. Каждый раз, по пути на работу в резиденцию, он проезжает мимо театра. Сегодня он – в числе почётных гостей.
Александр Лукашенко осмотрел фасад театра и то, как он выглядит внутри. Новые помещения, репетиционные залы с передвижными платформами для смены декораций, гримёрные. Александр Лукашенко поинтересовался, готов ли Купаловский театр, в реконструкцию которого государство вложило немалые деньги, выйти на самоокупаемость.
Театральный интерьер выполнен в историческом сине-бирюзовом цвете. По периметру холла портреты любимых актёров, а на сцене они сами. Репетируют они пока ещё перед занавесом и привыкают к новому пространству, свету и звуку. За кулисами технические службы запускают новое управление сценическим оборудованием. За пультом немецкий инженер-наладчик предупреждает: неверное нажатие на дисплее – и спектакль может пойти по другому сценарию.
Зал тоже обновился: вместо 500 зрительных мест осталось 360 (это требования пожарной безопасности), зато широкие и удобные кресла. Насколько комфортно будет провести в них более часа, смогли убедиться гости, среди которых известные актёры, медийные персоны, общественные деятели, политики, мэр Минска и премьер-министр.
Спектакль «Павлинка» – уже давно визитная карточка Купаловского театра. 100 лет назад он впервые вышел на сцене в Вильно. Но тогда финал остался для зрителя открытым и скорее драматичным, точно как в рукописи автора. После этого многие режиссёры пытались придумать свой финал. В чистом же виде комедию со счастливым исходом, версия которой и закрепилась, поставил Лев Литвинов в Томске в 1944 году во время эвакуации театра. В тот же год белорусский театр признали лучшим в Союзе и присвоили имя поэта и драматурга Янки Купалы.
Через бессмертную «Павлинку» прошло не одно поколение артистов, трепетно передавая по наследству вкус к игре, манеры и настроение комедии. Секрет её долголетия, который достоин Книги рекордов Гиннесса, в том, что всё гениальное просто. Простой и понятный сюжет, яркие образы, народный юмор – и на «Павлинке» всегда аншлаги, даже когда она идёт не на родной сцене.
Нынешняя труппа – это 70 артистов, треть из них составляет молодёжь, выпускники Белорусской академии искусств.
Эта постановка, как и сам театр, нынешней весной начнёт вторую жизнь. В ней не только сменился актёрский состав – на смену корифеям сцены пришли молодые актёры, но и появились обновлённые декорации и костюмы. В течение апреля в Купаловском театре будут давать лишь некоторые адаптированные к новой сцене постановки: кроме «Павлинки» зритель увидит «Ужин с придурком» и «Пинскую шляхту».
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram