20 марта исполнилось 10 лет с начала войны в Ираке. В 2003 году американские войска начали военные действия в этой стране под предлогом уничтожения оружия массового поражения, борьбы с терроризмом и, конечно, в поддержку демократии.

20 марта исполнилось 10 лет с начала войны в Ираке. В 2003 году американские войска начали военные действия в этой стране под предлогом уничтожения оружия массового поражения, борьбы с терроризмом и, конечно, в поддержку демократии.

В Соединённых Штатах уже несколько лет существует общественная организация «Иракские ветераны против войны». Само название красноречиво говорит, как к этой теме относятся те, кто прошёл Ирак. Среди них есть и выходец из Беларуси, которого родители увезли из страны совсем маленьким, – Станислав Яковлев. В составе подразделения морских пехотинцев он участвовал в походе на Багдад. Только ради круглой даты и нашего телеканала он согласился вспомнить, как это было.

Свои военные трофеи он всегда держит в рюкзаке. Об иракской войне морскому пехотинцу США Станиславу Яковлеву будут напоминать полевая куртка и деталь с автомата Калашникова иракского производства.

Станислав Яковлев, полицейский, старший сержант Корпуса морской пехоты США: «Самая главная задача была – найти оружие массового поражения. Но фактически мы пошли туда отрабатывать нефтяные деньги».

В Ираке американец Яковлев провёл почти год. В составе 3-й моторизованной бригады 1-й дивизии морской пехоты США нёс демократию иракскому народу. Видел всякое, но самым сильным осталось впечатление от первого дня войны.

Станислав Яковлев, полицейский, старший сержант Корпуса морской пехоты США: «Старый человек, сидевший на корточках, смотрел на окровавленную дочь или внучку».

4,5 тысячи погибших, 32 тысячи раненых – такую цену заплатила Америка за 10 лет войны в Ираке. Потери местных жителей ещё выше – более 100 тысяч. И цифры эти будут расти, несмотря на все заверения об окончании военных действий.

Хосе Васкес, президент организации «Иракские ветераны против войны»: «Администрация Обамы придумала красивую историю для прессы: последняя бригада покинет Ирак! При этом останутся тысячи солдат для так называемых небоевых задач. Так что оккупация продолжается».

Год пребывания одного американского солдата вдали от дома обходится налогоплательщикам почти в $500 тысяч. За 10 лет государственная казна опустела на 2 триллиона. И всё равно ставить точку в иракской кампании хотят далеко не все.

Хосе Васкес, президент организации «Иракские ветераны против войны»: «Питание, обслуживание техники, охрана – всё это с самого начала было поделено между корпорациями. На военных подрядчиков не распространяются правила, которым следуют профессиональные солдаты. Случаи издевательств над гражданским населением и даже убийств – не редкость».

Когда за какую-либо провинность военных подрядчиков увольняют из одной корпорации, их тут же нанимает другая, говорят иракские ветераны. За это, по их мнению, руки в крови пополам с нефтью и у американских военачальников, и у политиков, включая вице-президента Чейни и самого Буша, чьи финансовые интересы в Ираке с обещанной демократией имели мало общего.

Тим Маклафлин, писатель, бывший лейтенант Корпуса морской пехоты США: «21 марта 2003 года было для меня первым днём войны. Я помню массивные артиллерийские атаки, взрывы бомб, темноту, смог и страх».

Ещё один бывший морпех Тим Маклафлин теперь писатель. Книга о войне в Ираке далась невероятным трудом. Без антидепрессантов не мог осилить и страницы. По 11 таблеток каждые четыре часа – «награда» за службу в рядах морской пехоты. По мнению экспертов, на лечение иракских ветеранов, в том числе психологическую реабилитацию, Америке потребуется не менее $500 млрд.

В Багдад планируется «перебросить» 2-3 тысячи новых резервистов. Активисты организации «Иракские ветераны против войны» готовят акцию протеста – для многих из тех, кому прислали повестки, это не первая командировка на Ближний Восток. Большинство солдат страдают посттравматическим синдромом. Но для решения теперь уже «небоевых» задач нужны свежие силы.

Подписывайтесь на нас в Telegram