Победить туберкулёз: медики призывают белорусов не лениться делать флюорографию

8 млн пациентов с диагнозом туберкулёз наблюдаются в стационарах по всему миру. С болезнью пытаются справиться не один век, но пока цифры прогрессируют.

8 млн пациентов с диагнозом туберкулёз наблюдаются в стационарах по всему миру. С болезнью пытаются справиться не один век, но пока цифры прогрессируют. Туберкулёз давно не приговор и не смертельное заболевание, но лечить его нужно долго и систематически, и далеко не все пациенты к этому готовы.

В преддверии Всемирного дня борьбы с туберкулёзом, который отмечают 24 марта, белорусам предложили проверить себя и своих близких.

Несмотря на то что сама процедура занимает максимум 5 минут, бегают от флюорографии все. Большинству непонятно, зачем это надо, и очереди в поликлиниках сканированию не добавляют популярности. Но на этих снимках можно увидеть начинающееся поражение лёгких. В XXI веке люди больше боятся умереть от СПИДа или рака, но именно туберкулёз находится на втором месте в рейтинге смертности. Ежегодно он убивает около миллиона человек.

Болезнь вызывает инфекционная палочка Коха. Попадая в организм, она чаще поражает лёгкие, но может затронуть кости, почки, лимфоузлы. Классический случай: человек чувствует дискомфорт при дыхании, начинает кашлять и сам ставит себе диагноз – приболел, не подозревая, что является носителем инфекции. И если туберкулёз в этот момент активен в открытой форме, то такой больной, кашлянув на улице, потенциально заражает всех, кто находится рядом.

Туберкулёз может протекать и совсем без симптомов. Лёгкие – единственный орган без нервных окончаний, поэтому человек долгое время может просто ничего не чувствовать. Поэтому медики настаивают на постоянных профилактических осмотрах, которые в Беларуси давно поставлены на поток.

Геннадий Гуревич, директор РНПЦ пульмонологии и фтизиатрии: «Ответ, есть у человека туберкулёзная палочка или нет, мы можем дать в течение трёх часов. Раньше на это нужно было пару месяцев. Сейчас проблема, что многие формы туберкулёза устойчивы к лекарствам, и нам нужно к обычным методикам лечения добавлять резервные препараты».

Курс лечения таких больных занимает минимум два года. Сначала в клинике, потом, когда болезнь перестаёт быть инфекционной, – амбулаторно. Приём лекарств обязательно контролируют медики. Это значит, пациент каждый день должен появляться в тубкабинетах и выпивать больше шести таблеток и порошков.

Людмила Жилевич, заместитель начальника Главного управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Беларуси: «Мы располагаем всем спектром химических препаратов, то есть можем дать пациенту всё. Можем дать и стационарное лечение, и контролируемое на амбулаторном этапе, где каждый день медицинский работник вкладывает непосредственно в рот пациенту эти препараты, то есть мы создаём все условия. Вопрос, как принимает это пациент? К сожалению, пациент иногда отвергает».

Пилюли горькие, от порошков тошнит – для определённой группы больных туберкулёзом это достаточные основания, чтобы прекратить лечение. Алкоголики, бомжи, бывшие заключённые попадают в группу риска именно потому, что часто прерывают лечение.

Виктор Колбанов, генеральный секретарь Белорусского Общества Красного Креста: «В ходе акции «Сильные холода» как раз эта категория чаще всего обращалась к нам на наши пункты обогрева. Мы проводили флюорографическое обследование. Достаточно удивительным для нас оказался результат: из 90 обследований таких граждан у нас оказалось 4 случая открытой формы туберкулёза».

Заставить «долечиться» такого больного крайне тяжело. На острый момент их «закрывают» в клиниках, ну а дальше стараются всячески мотивировать, для того чтобы они пили таблетки.

Фарид Караханов, заместитель Представителя ПРООН в Беларуси: «Мы проработали достаточно устойчивый и эффективный механизм взаимодействия с министерством и организациями торговли по предоставлению больным продовольственных наборов и также оплачиваем проезд подобного рода больным до медицинских учреждений».

С туберкулёзом связана ещё одна проблема так называемой социальной адаптации. Люди, которые переболели и вылечились, не могут найти работу, продолжить учиться. В Беларуси борьба с такими предрассудками только начинается.

Александр по профессии врач-фтизиатр. Работал в Молодечно в тубдиспансере, где больных лечат, что называется, принудительно, пока не заразился сам. После болезни на себе прочувствовал, что такое общественное мнение. Говорит, что набрался смелости и решил объединить людей с общей бедой.

Александр Широчин, председатель общественного объединения «Победим туберкулёз вместе»: «Люди не хотят тебя видеть, отдельная кружка, ложка, чуть ли не ширму поставить… Мы будем стараться ситуацию переломить. Если я узнаю, что на соседней улице живёт Петя и он в тубдиспансере, а у него осталась семья, – будем помогать».

В европейском регионе Беларусь относится к так называемым 18 странам высокого приоритета. На них приходится 87% заболеваемости туберкулёзом в Восточной Европе. Но ситуация в нашей стране гораздо лучше, чем у соседей: на сто тысяч жителей у нас приходится чуть более 40 больных туберкулёзом. В Украине больше 67 случаев на 100 тысяч человек, в России и вовсе 73.

Панацеи от туберкулёза нет ни в одной стране мира. Это проблема времени. В том числе и упущенного. Медики просят, если кашляете три недели без видимых причин, – проверьтесь. Самое опасное при туберкулёзе – незнание и невнимательность к собственному организму, который в отместку может просто перестать дышать.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram