Вторник. 12 марта 2013 года. В Беларуси после весенней оттепели выпал снег. Люди, уже успев порадоваться солнечным лучам, ругали непогоду. Коммунальщики, фактически убравшие с улиц песок, снова начали посыпать дороги.
Весна «Хавера»

Вторник. 12 марта 2013 года. В Беларуси после весенней оттепели выпал снег. Люди, уже успев порадоваться солнечным лучам, ругали непогоду. Коммунальщики, фактически убравшие с улиц песок, снова начали посыпать дороги.

Синоптики предупреждали – в пятницу погода нанесёт настоящий удар, а это была так, лёгкая разминка.

Среда. 13 марта. Циклон «Хавер» положил на лопатки Западную Европу. В Испании, Франции, Германии и Бельгии парализовано движение в небе и на земле. Аэропорты и железные дороги работали с перебоями, все основные автомагистрали блокированы. На севере Франции – пробка длинной в 200 километров. Сотни тысяч человек остались без электричества.

Четверг. 14 марта. Белорусские синоптики сообщали: «Циклон придёт завтра с юго-запада и к полудню накроет всю страну». Было объявлено штормовое предупреждение. ГАИ призывало водителей не садиться завтра за руль. Спасатели готовились к чрезвычайной ситуации.

Пятница. 15 марта. «Хавер» пришёл в Беларусь. Накануне многие водители решили, что не так страшен шторм, как его объявляют, и были жестоко наказаны.

Чтобы снять эти кадры и вовремя выдать в эфир, нашей съёмочной группе пришлось пройти пешком более 15 километров под ураганным ветром. Другого способа миновать гигантские заторы не было.

Те, кто не внял просьбам не садиться за руль, очень быстро об этом пожалели. То, что происходило на участке трассы возле Дзержинска, тяжело назвать даже транспортным коллапсом. Дорога превратилась в кладбище автомобилей. Медикам удалось быстро эвакуировать пострадавших. Все остальные пытались выбираться отсюда самостоятельно, но это сделать непросто.

Те, кому удавалось объехать заторы, проезжали немного. Видимость не более пяти метров, как результат – новые аварии. Вскоре остановились и те, кому удалось избежать столкновений. Даже мощные джипы просто зависали в снегу и мгновенно превращались в сугробы. Стихия ударила по всем транспортным артериям страны. Многокилометровые пробки парализовали движение и в регионах, и в столице. Практически остановилось движение по внешней стороне Минской кольцевой. Дорогу перекрыли автофургоны. У многих водителей закончился бензин. Одни разворачивались и ехали по встречной, другие бросали машины у обочины. Чтобы не допустить на дорогах абсолютной анархии, сотрудники ГАИ перекрыли все выезды из столицы, где в снежной ловушке уже оказался общественный транспорт. Основная нагрузка легла на метрополитен, станции которого одновременно не могли принять резко возросшее число пассажиров.

Без электричества оказались более 500 населённых пунктов. Впервые за 30 лет не работал Национальный аэропорт. Два рейса – из Москвы и Стамбула – посадили в Гомеле. Принимать и отправлять самолёты аэропорт начал лишь в субботу утром. Как позже сообщили метеорологи, эпицентр циклона прошёл как раз над взлётной полосой.12 рейсов отменили, 5 перенаправили в Киев и Гродно.

Но хуже всего пришлось тем, кто застрял в пробках на загородных трассах. Видимость сократилась до нуля. Тысячи людей провели в многокилометровых заторах всю ночь.

Те, кто был ближе к населённым пунктам, оставляли свои машины и уходили. Позже ГАИ и коммунальщики насчитали тысячи брошенных автомобилей по всей стране. Добираться домой пешком пришлось и многим горожанам. В этот день свои репортажи делали не только профессиональные журналисты.

Свой онлайн-репортаж через Интернет вёл Иван Охлобыстин. Известный актёр летел в Минск на гастроли, но из-за непогоды его самолёт вместо Минска приземлился в Гомеле. Оттуда актёр рискнул выехать в столицу, но застрял в снегу и вынужден был заночевать на трассе. Охлобыстин в Беларуси впервые, но таких впечатлений даже человек с бурной фантазией никак не ожидал. Эмоциями актёр поделился в эксклюзивном интервью нашему телеканалу.

Несмотря на то что встречу со зрителями пришлось перенести на сутки, зал тепло приветствовал актёра. Выступление Охлобыстин начал также с впечатлений от характера белорусов на дороге, сказав: «Я понял, почему вы выстояли в Великую Отечественную». То, что «Хавер» сплотил людей, стало ясно сразу. Водители останавливались и подбирали замёрзших пешеходов. Жители ближайших к дорогам домов приходили к тем, кто застрял в пробках, и приглашали к себе домой. Некоторые принимали сразу по 20-30 человек. В МЧС был создан оперативный штаб по борьбе со стихией. Экстренные службы и техника работали в круглосуточном режиме. Из снежного плена удалось спасти около полутора тысяч человек. На уборку снега было брошено более 4 тысяч единиц техники и более 20 тысяч человек, задействованы силы МЧС, Министерства обороны, ГАИ. Без выходных работали энергетики.

Стихия утратила силу лишь в субботу утром. На шоссе смогла выйти тяжёлая очистительная техника. Несмотря на это, движение на основных трассах страны и подъездах к Минску время от времени останавливалось. Накануне сотрудники МЧС сделали фотографии с вертолёта: днём люди по-прежнему стояли в пробках. Самая внушительная (на трассе Минск – Могилёв) растянулась на 30 километров.

В правительстве был создан оперативный штаб, куда поступала вся информация по борьбе с последствиями катаклизма и подводились итоги. Ситуацию назвали сложной, но не критической.

Действительно, все выходные дворники и военнослужащие расчищали улицы белорусских городов. К ним присоединились жильцы ближайших домов. Они откапывали вросшие в снег машины и расчищали выезды из дворов.

«Хавер» ушёл и унёс свинцовые тучи на восток. Но почувствовать солнечное тепло Беларусь не успела – антициклон уже принёс к нам ледяное дыхание Арктики. В понедельник столбики термометров местами опустятся до 27 градусов мороза. И это ещё не всё. Синоптики предупреждают – в конце марта Беларусь может задеть ещё один циклон. Хочется верить, что белорусы, наученные «Хавером», забудут слово «авось», когда услышат штормовое предупреждение. Тем более что, по прогнозам, настоящая весенняя погода придёт в Беларусь только в апреле.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram