Деловая неделя на высшем уровне – сказалась кончина Уго Чавеса – была не слишком насыщенной. Во вторник, 5 марта, Президент Лукашенко продолжил инспектировать швейную промышленность страны. Он побывал на Дзержинской фабрике «Элиз».

Деловая неделя на высшем уровне – сказалась кончина Уго Чавеса – была не слишком насыщенной. Во вторник, 5 марта, Президент Лукашенко продолжил инспектировать швейную промышленность страны. Он побывал на Дзержинской фабрике «Элиз».

Это крупнейшее в стране производство мужских и детских рубашек, женских блузок и галстуков. В этом году фабрика отметит 85-летие, но и в столь почтенном возрасте здесь не собираются почивать на лаврах, а проводят модернизацию.

С момента назначения на должность председателя концерна «Беллегпром» Михаила Сучкова не прошло и трёх месяцев, а Президент уже интересуется у него изменениями в отрасли. После визита Александра Лукашенко на «Камволь» в декабре прошлого года стало очевидно, что нелёгкие времена у лёгкой промышленности непозволительно затянулись. А у руководства нет ни «запасного выхода» для отрасли, ни кардинальных предложений по её развитию. Из 23 швейных предприятий, входящих в концерн, половина работает в убыток.

Гораздо лучше обстоят дела у небольших частных фирм. Сосредоточенные преимущественно в Брестской области, они располагают современным оборудованием, качественными импортными тканями в большом ассортименте и, как правило, небольшим, но с хорошей зарплатой штатом высококлассных специалистов. Не удивительно, что продукция частных компаний пользуется спросом, причём не только в нашей стране. Гибкие и креативные частники не просто в моде, но и сами нередко диктуют направления.

Предприятия же концерна всё же больше рассчитаны на массового потребителя, а при тысячах экземпляров, как говорится, не до изысков. Тем более с оборудованием, технологиями и лекалами 60-х годов выпуска сложно конкурировать. В особенности с китайскими производителями. В Поднебесную уже давно и официально перенесли свои производства, пожалуй, все ведущие мировые бренды одежды. И это не считая подпольных цехов, с дешёвой рабочей силой, которые удачно или не очень, но копируют известные торговые марки, выдают изделия за оригиналы и продают по всему миру, зарабатывая миллионы долларов.

Швейное предприятие «Элиз», где накануне 8 марта побывал Президент, – крупнейший в стране производитель мужских и детских сорочек, женских блузок и галстуков. В этом году Дзержинской фабрике исполнится 85 лет, но к техническому перевооружению здесь приступили сравнительно недавно. План модернизации, рассчитанный на пять лет, уже приносит результаты. Выросли объёмы производства и прибыль – только за прошлый год почти в 5 раз. Руководство концерна «Беллегпром» (предприятие хоть и частное, но входит в его состав), уверяет: Дзержинская фабрика – это образец по темпам и разумности модернизации. Впрочем, Президент в курсе не только производственных успехов, но и проблем.

Сегодня предприятия концерна производят 70% всей швейной продукции в стране. Если в цифрах, то за прошлый год это почти 28 миллионов изделий – то есть у каждого белоруса в гардеробе должно быть по три вещи родного концерна. Чистая прибыль – Br300 млрд, она, по сравнению с 2011 годом, выросла в 1,2 раза. Неплохая и рентабельность продаж – 18,3%. Лидирующее предприятие в этой отрасли – «Cвiтанак», которое выпускает преимущественно трикотажные изделия – джемпера, блузки, фуфайки, майки, костюмы, многопредметные комплекты, платья. А вот «Швейная фирма «Юнона» из Молодечно рассчитана на юных потребителей – одежда для детей всех возрастов, в том числе новорожденных. По сути, отечественная лёгкая индустрия производит полный ассортимент продукции для мужчин и женщин – нижнее белье, головные уборы, одежда, в том числе верхняя и специализированная. Одежда от белорусских брендов продаётся в 40 странах, основной покупатель, конечно, Россия. Имея собственную товаропроводящую сеть, а это 22 торговых центра, в прошлом году швейная отрасль заработала на экспорте почти $240 миллионов.

В гардеробе большинства белорусских мужчин, которые носят рубашки, есть хотя бы одна марки «Элиз». Впрочем, продукцию Дзержинской фабрики хорошо знают и покупают за пределами страны. В последние годы предприятие создало 9 производственных филиалов за пределами Дзержинска, в частности Узде, Столбцах, Несвиже и других малых городах. В планах открыть 40 специализированных магазинов. Совсем недавно появилось представительство в Санкт-Петербурге.

Ассортимент мужской одежды фабрика формирует в сотрудничестве с другими предприятиями концерна. Чтобы зайдя в магазин, потенциальный покупатель мог увидеть предлагаемый образ в полном объёме – костюм, рубашка, галстук, да ещё пальто, как это давно делается во всём мире.

За 4 года предприятие сократило экспорт на 20%. В основном за счёт услуг. Раньше много работали по «давальческой» схеме: шили изделия на заказ и из материалов иностранных партнёров, а деньги брали лишь за работу. Отсюда и невысокие доходы сотрудников. Средняя зарплата по предприятию не дотягивает и до 3 миллионов рублей. Не лучше ситуация и по всему концерну – чуть больше четырёх миллионов.

Исправить положение решили, увеличив продажи собственного готового товара. Так что без модернизации было не обойтись. Но тут столкнулись с другой проблемой – дефицит сырья. Отечественные текстильные фабрики только на четверть обеспечивают потребности швейной промышленности. Остальное – импорт. При этом пошлины на ткани гораздо выше, чем, например, на готовую сорочку. И это проблема не только Дзержинской фабрики, но и всей отрасли и всего Таможенного союза. Гендиректор признался, что крупные импортёры одежды платят 10-процентную пошлину на её ввоз. Швейники же должны отчислять 15% при закупках сырья за рубежом. Несправедливо, но по закону.

В продолжение разговора о дефиците отечественных тканей Александр Лукашенко напомнил о своём поручении разработать проект модернизации «Камволя» с учётом имеющихся площадей. Первый проект, предложенный правительством, Глава государства раскритиковал. Предлагалось чуть ли не снести старые корпуса и на их месте построить новое предприятие. Сейчас у правительства новое предложение. Перенести камвольное производство на столичное предприятие «Сукно» и Слонимскую фабрику. Это обойдётся в три раза дешевле, чем предыдущий проект по модернизации.

Площади «Камволя» есть смысл передать в коммунальную собственность и использовать для выставок. Таким образом, проект по модернизации камвольного производства обойдётся примерно в 96 млн евро, а не в 273 млн, как это заявлялось ранее. Плюс экономический эффект даст более рациональное использование городом освободившихся площадей. Не исключено, что в проекте будут участвовать и иностранные инвесторы – чехи и итальянцы.

Александр Лукашенко с интересом выслушал новое предложение. Обещал его детально изучить. Но окончательное решение принять после посещения «Сукна» и фабрики в Слониме, где Президент намерен побывать в ближайшее время.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram