В запасниках главного музея Беларуси реликвия находится с 1971 года. Но лишь сейчас находка эпохи «научного» атеизма стала экспонатом высшей пробы.
Наши прадеды шли к ней и за ней. По важным христианским датам эта икона покидала алтарь. Подиум из красной ольхи воссоздан по аналогу XVIII века.
Владимир Никитин, художник-реставратор предприятия «Белреставрация»: «Деревянная основа, конечно, была сильно утрачена. Там были какие-то выполнены дорезки, склейки, сколы. Всё это, в общем, реставрировалось».
Феретрон (выносная икона) несёт в себе живописное, прикладное искусство. Ту самую знамению технику «белорусской рези сквозной».
Две стороны образа: Запад и Восток. В этом и есть особенность национальной иконописи. Здесь, в Беларуси, ещё в 1596 году католическая с православной традицией соединились в униатской. К ней-то учёные относят и обретённую реликвию. Правда, пока условно. Ведь монограмма типичная, скорее, для святынь Вселенской церкви. Часть «другой» иконографии и чёрно-белые одеяния.
Галина Фликоп, научный сотрудник Национального исторического музея Беларуси: «Звяртае на сябе ўвагу менавіта ніз палатна. Можна ўбачыць сабаку, які трымае факел. І сядзіць гэты сабачка каля блакітнай сферы. Тут прысутнічаюць таксама персанажы, з якімі непасрэдна звязаны сабака, – гэта Святы Дамінік, заснавальнік дамініканскага каталіцкага ордэна, і Роза Лімская. Таксама дамініканка».
К слову, холсты – на дереве. Икона-алтарь в двух частях в музее ещё с 1971 года. Но не в коллекции. Долго лежала на складе неучтённая. Впрочем, даже «откуда» – сегодня звучит, как вопрос. Мол, тогда исследовали север страны. Деньги на реставрацию выделил Минкульт.
Уже решено: икона-алтарь не уйдёт в запасники. Достоянию нации найдут место в исторической экспозиции. А затем и в обновлённой. Создать её поручил Президент. Покажут «наш феретрон» в выставочных проектах и на Западе, и на Востоке Европы.
Подписывайтесь на нас в Telegram