Можно быть неискушённым в политике, но нельзя самоустраниться от экономики. Её состояние напрямую влияет и на кошелёк конкретного человека, и на уровень жизни целого народа.
Действительно, если у тебя нет достойной работы, значит, нет средств для содержания себя и семьи. Если пуст государственный кошелёк, т.е. бюджет, как здесь говорить о хорошем образовании, качественной медицине, высоких пенсиях и боеспособной армии? В принципе, это цели и задачи экономики любой страны. Они понятны и осязаемы: обеспечить нормальную занятость и эффективную деятельность государства. Ради социальной стабильности и развития. А вот экономические пути достижения этих целей могут быть разными. В Беларуси сложилась своя собственная модель. Государство – сильный экономический игрок. Оно же гарант социальных благ.
Костяк экономики и основной генератор валового продукта – промышленность. Сильны позиции сельского хозяйства. Это и наша продовольственная безопасность, и солидная статья экспорта. «Внутренний» локомотив белорусской экономики – строительство. Очень важны торговля и сфера услуг. После начала 1990-х годов, когда, образно говоря, нечего было есть, не на что было купить (в 1994 году средняя зарплата была 20 долларов), экономику не отдали на откуп рынку. Как результат – экономический рост. Он начался в 2002 году. На протяжении почти десятилетия мы демонстрировали темпы, о которых страны-соседки могли только мечтать – 8-10% ежегодно! Даже в разгар финансового кризиса, когда самые сильные мировые экономики ушли в минус, Беларусь держалась на плаву. В 2009 году рост, хоть и не большой, всё же сохранился.
Но кризис показал, сколь опасен внешний шок и сколь зависимы страны в глобальном мире. Особенно уязвимы малые открытые экономики с ориентацией на экспорт. Такие как белорусская. Уроки кризиса не прошли даром. И выводы были сделаны. Главный из них – не останавливаться. Конкуренция диктует перемены. И вот вклад малого и среднего предпринимательства в экономику уже превысил 20%. В мировом рейтинге по условиям ведения бизнеса Беларусь поднялась с 91 на 69 позицию. Но этого недостаточно. Два последних года оказались одними из самых сложных в новейшей экономической истории и стали ещё одним уроком. Нужны системные реформы, новое мышление, инновации, современные технологии. Всё это вмещается в одно ёмкое определение – модернизация. В самом широком смысле этого слова!
Критерий эффективности модернизации – достичь годовой выручки от реализации продукции на каждого работающего человека 60 тысяч долларов. Сегодня большая половина госпредприятий зарабатывает меньше 20 тысяч на человека. Что нужно сделать? Президент предлагает план действий из шести условных пунктов.
Первая задача – это рост экспорта. Он должен увеличиться на 15%, с $52 млрд нынешних до $60 млрд. Главный вопрос правительству – куда и что будет продаваться?
Сближение процентных ставок по кредитам в национальной и иностранной валютах – второй пункт адресован банкирам. Задача Нацбанку – сблизить процентные ставки по кредитам в национальной и иностранной валютах.
Внешние кредиты – только на выгодных условиях. Третий пункт касается внешнего кредитования. Его не запрещают, но одобрять будут только выгодные для страны.
Пункт под номером четыре обязывает каждое предприятие скрупулёзно просчитать план своего развития.
В пятом пункте Президент ставит задачу, и в первую очередь местной власти, максимально полно вовлечь в процесс модернизации экономики частный бизнес.
Шестым пунктом правительству ставится задача увеличить реальные доходы людей, однако жёстко увязывать рост зарплаты только с ростом производства.
В своём выступлении Президент модернизацию назвал «стратегической линией». И надо сказать, что и в экспертном, и в бизнес-сообществе эта линия находит полное понимание. Как, впрочем, и в правительстве, по крайней мере, на словах. На деле оказывается, что порой не только чиновники высокого уровня, но даже сами директора либо не до конца представляют себе, что делать, либо попросту не способны работать по-новому. На первый взгляд всё просто: предприятия разрабатывают бизнес-планы, эти данные сводятся в общую базу, и вот она программа модернизации, с картой действий и суммой, которую нужно на эти цели потратить. Так вот, если отталкиваться от итоговых цифр, нарисованных после чиновничьей калькуляции, то на обновление экономики предлагается потратить Br200 трлн. Сумма, фантастическая и по своему размеру, учитывая, что бюджет Беларуси на 2013 год – 120 трлн, и по методике подсчёта. Даже не дослушав аргументы премьера, Президент буквально на пальцах объяснил присутствующим: подход к исполнению важнейшего поручения абсолютно формален.
А нужна ли каждому предприятию именно технологическая модернизация? Можно ли решить насущные проблемы управленческими решениями? Где в бизнес-планах варианты привлечения инвестиций? Похоже, что подобные вопросы составители этих самых бизнес-планов перед собой даже не ставили. Для чиновника или госдиректора на переднем плане цифры и отчёты, а не прибыль и доходы коллектива. Тут бы разобраться: это их вина или их беда? Хотя в частных компаниях этот вопрос, скорее всего, не актуален. Не случайно в начале недели Президент собрал в своей резиденции обновлённый Совет по развитию предпринимательства. Его прежний состав оказался неэффективным, не было дельных предложений и инициатив, а диалог крупного бизнеса и власти порой сводился к просьбам по решению частных вопросов. По просьбе Президента в новый Совет включили тех бизнесменов, которые уже в силу своей и материальной, и ментальной состоятельности готовы выступать не просителями, а партнёрами государства. Надо сказать, что уже сегодня почти четверть валового продукта страны формирует частный бизнес. И эта цифра должна расти, убеждены гости студии «Контуров» – заместитель председателя Совета по развитию предпринимательства, генеральный директор компании «Хенкель Баутехника» в Беларуси Сергей Новицкий и глава группы компаний «Белинвестторг» Виктор Лемешевский.
Вот и бизнес подтверждает: нынешний посыл Президента о модернизации необходимо понимать не как очередную госпрограмму, не как лозунг и призыв, не как «кампанейщину», а жизненно необходимый для экспортоориентированной экономики процесс. Директорскому корпусу Александр Лукашенко предлагает начинать с обновления собственного сознания, правительству – менять подходы к менеджменту. И в этом ключе очень важна ремарка Президента в адрес Министерства связи и информатизации, мол, если мы такие продвинутые в сфере IT-технологий и информатизации, почему весь этот технический прогресс обходит стороной чиновничьи кабинеты?
Согласитесь, трудно пока представить себе белорусского чиновника с планшетом в руках, в памяти которого вся документация предприятия, а на мультисвязи заокеанские партнёры. Да что там океан! Порой распоряжение отделу на нижний этаж или в соседнее здание отправляют заказными письмами. А ведь очевидно: без прорыва в этой сфере, без упрощения документооборота и решительного сокращения бюрократических издержек модернизировать экономику невозможно. И здесь снова есть смысл обращаться за опытом в частные структуры. И, может быть, смелее внедрять опыт частного управления государственными активами, когда на предприятие нанимают менеджера, который на время своего руководства по контракту получает зарплату и, к примеру, 5-10% от прибыли. Заработала компания под твоим руководством $100 млн – честно получи $5 млн кровных. Можно не сомневаться, что топ-менеджер из кожи вон вылезет, чтобы добиться максимального эффекта на производстве. А это и жёсткая кадровая политика, и производственная дисциплина, и, конечно, исключительно выгодные для компании закупки. А ещё – сведение к минимуму всевозможных коррупционных проявлений.
Подробности – в видеоинформации
Действительно, если у тебя нет достойной работы, значит, нет средств для содержания себя и семьи. Если пуст государственный кошелёк, т.е. бюджет, как здесь говорить о хорошем образовании, качественной медицине, высоких пенсиях и боеспособной армии? В принципе, это цели и задачи экономики любой страны. Они понятны и осязаемы: обеспечить нормальную занятость и эффективную деятельность государства. Ради социальной стабильности и развития. А вот экономические пути достижения этих целей могут быть разными. В Беларуси сложилась своя собственная модель. Государство – сильный экономический игрок. Оно же гарант социальных благ.
Костяк экономики и основной генератор валового продукта – промышленность. Сильны позиции сельского хозяйства. Это и наша продовольственная безопасность, и солидная статья экспорта. «Внутренний» локомотив белорусской экономики – строительство. Очень важны торговля и сфера услуг. После начала 1990-х годов, когда, образно говоря, нечего было есть, не на что было купить (в 1994 году средняя зарплата была 20 долларов), экономику не отдали на откуп рынку. Как результат – экономический рост. Он начался в 2002 году. На протяжении почти десятилетия мы демонстрировали темпы, о которых страны-соседки могли только мечтать – 8-10% ежегодно! Даже в разгар финансового кризиса, когда самые сильные мировые экономики ушли в минус, Беларусь держалась на плаву. В 2009 году рост, хоть и не большой, всё же сохранился.
Но кризис показал, сколь опасен внешний шок и сколь зависимы страны в глобальном мире. Особенно уязвимы малые открытые экономики с ориентацией на экспорт. Такие как белорусская. Уроки кризиса не прошли даром. И выводы были сделаны. Главный из них – не останавливаться. Конкуренция диктует перемены. И вот вклад малого и среднего предпринимательства в экономику уже превысил 20%. В мировом рейтинге по условиям ведения бизнеса Беларусь поднялась с 91 на 69 позицию. Но этого недостаточно. Два последних года оказались одними из самых сложных в новейшей экономической истории и стали ещё одним уроком. Нужны системные реформы, новое мышление, инновации, современные технологии. Всё это вмещается в одно ёмкое определение – модернизация. В самом широком смысле этого слова!
Критерий эффективности модернизации – достичь годовой выручки от реализации продукции на каждого работающего человека 60 тысяч долларов. Сегодня большая половина госпредприятий зарабатывает меньше 20 тысяч на человека. Что нужно сделать? Президент предлагает план действий из шести условных пунктов.
Первая задача – это рост экспорта. Он должен увеличиться на 15%, с $52 млрд нынешних до $60 млрд. Главный вопрос правительству – куда и что будет продаваться?
Сближение процентных ставок по кредитам в национальной и иностранной валютах – второй пункт адресован банкирам. Задача Нацбанку – сблизить процентные ставки по кредитам в национальной и иностранной валютах.
Внешние кредиты – только на выгодных условиях. Третий пункт касается внешнего кредитования. Его не запрещают, но одобрять будут только выгодные для страны.
Пункт под номером четыре обязывает каждое предприятие скрупулёзно просчитать план своего развития.
В пятом пункте Президент ставит задачу, и в первую очередь местной власти, максимально полно вовлечь в процесс модернизации экономики частный бизнес.
Шестым пунктом правительству ставится задача увеличить реальные доходы людей, однако жёстко увязывать рост зарплаты только с ростом производства.
В своём выступлении Президент модернизацию назвал «стратегической линией». И надо сказать, что и в экспертном, и в бизнес-сообществе эта линия находит полное понимание. Как, впрочем, и в правительстве, по крайней мере, на словах. На деле оказывается, что порой не только чиновники высокого уровня, но даже сами директора либо не до конца представляют себе, что делать, либо попросту не способны работать по-новому. На первый взгляд всё просто: предприятия разрабатывают бизнес-планы, эти данные сводятся в общую базу, и вот она программа модернизации, с картой действий и суммой, которую нужно на эти цели потратить. Так вот, если отталкиваться от итоговых цифр, нарисованных после чиновничьей калькуляции, то на обновление экономики предлагается потратить Br200 трлн. Сумма, фантастическая и по своему размеру, учитывая, что бюджет Беларуси на 2013 год – 120 трлн, и по методике подсчёта. Даже не дослушав аргументы премьера, Президент буквально на пальцах объяснил присутствующим: подход к исполнению важнейшего поручения абсолютно формален.
А нужна ли каждому предприятию именно технологическая модернизация? Можно ли решить насущные проблемы управленческими решениями? Где в бизнес-планах варианты привлечения инвестиций? Похоже, что подобные вопросы составители этих самых бизнес-планов перед собой даже не ставили. Для чиновника или госдиректора на переднем плане цифры и отчёты, а не прибыль и доходы коллектива. Тут бы разобраться: это их вина или их беда? Хотя в частных компаниях этот вопрос, скорее всего, не актуален. Не случайно в начале недели Президент собрал в своей резиденции обновлённый Совет по развитию предпринимательства. Его прежний состав оказался неэффективным, не было дельных предложений и инициатив, а диалог крупного бизнеса и власти порой сводился к просьбам по решению частных вопросов. По просьбе Президента в новый Совет включили тех бизнесменов, которые уже в силу своей и материальной, и ментальной состоятельности готовы выступать не просителями, а партнёрами государства. Надо сказать, что уже сегодня почти четверть валового продукта страны формирует частный бизнес. И эта цифра должна расти, убеждены гости студии «Контуров» – заместитель председателя Совета по развитию предпринимательства, генеральный директор компании «Хенкель Баутехника» в Беларуси Сергей Новицкий и глава группы компаний «Белинвестторг» Виктор Лемешевский.
Вот и бизнес подтверждает: нынешний посыл Президента о модернизации необходимо понимать не как очередную госпрограмму, не как лозунг и призыв, не как «кампанейщину», а жизненно необходимый для экспортоориентированной экономики процесс. Директорскому корпусу Александр Лукашенко предлагает начинать с обновления собственного сознания, правительству – менять подходы к менеджменту. И в этом ключе очень важна ремарка Президента в адрес Министерства связи и информатизации, мол, если мы такие продвинутые в сфере IT-технологий и информатизации, почему весь этот технический прогресс обходит стороной чиновничьи кабинеты?
Согласитесь, трудно пока представить себе белорусского чиновника с планшетом в руках, в памяти которого вся документация предприятия, а на мультисвязи заокеанские партнёры. Да что там океан! Порой распоряжение отделу на нижний этаж или в соседнее здание отправляют заказными письмами. А ведь очевидно: без прорыва в этой сфере, без упрощения документооборота и решительного сокращения бюрократических издержек модернизировать экономику невозможно. И здесь снова есть смысл обращаться за опытом в частные структуры. И, может быть, смелее внедрять опыт частного управления государственными активами, когда на предприятие нанимают менеджера, который на время своего руководства по контракту получает зарплату и, к примеру, 5-10% от прибыли. Заработала компания под твоим руководством $100 млн – честно получи $5 млн кровных. Можно не сомневаться, что топ-менеджер из кожи вон вылезет, чтобы добиться максимального эффекта на производстве. А это и жёсткая кадровая политика, и производственная дисциплина, и, конечно, исключительно выгодные для компании закупки. А ещё – сведение к минимуму всевозможных коррупционных проявлений.
Подробности – в видеоинформации
Подписывайтесь на нас в Telegram