Первая белорусская АЭС будет оснащена самыми современными системами безопасности

Новейшие технологии защиты от радиационных угроз 27 февраля изучали союзные парламентарии в подмосковном Подольске.

Новейшие технологии защиты от радиационных угроз 27 февраля изучали союзные парламентарии в подмосковном Подольске.

Лучшее место для обсуждения хода строительства атомной электростанции в Островце для белорусских и российских депутатов подобрать, наверное, было бы сложно. В совместном центре МЧС в подмосковном Подольске работают те, кто первыми, не дай Бог что, будут заниматься ликвидацией любых негативных последствий, связанных с работой реакторов. Поэтому и подход к безопасности, который здесь демонстрируют – скрупулёзный, а где-то даже и педантичный. Специалисты центра ещё перед выбором площадки для АЭС изучали её геологию и сейсмологию, анализировали опыт аварии в Чернобыле, просчитывали, возможны ли отклонения в работе энергоблоков. Во время встречи парламентариям двух стран заявили чётко: людям бояться нечего. Все риски учтены.

Если за качество работы реакторов отвечают производители – российские разработчики, то забота об обеспечении безопасности обслуживающего персонала – дело заказчика. Из союзных программ на научные разработки средств контроля за уровнем радиации каждый год выделяют сотни тысяч долларов. Специалисты признаются: результаты впечатляют. Белорусские и российские учёные уже готовы обеспечивать работникам АЭС не только несколько вариантов приборов радиационной разведки, но и высокоточные средства индивидуального контроля. Они позволят создавать и медицинскую базу данных.

Александр Зайцев, генеральный директор НИИ «Спецтехнологии»: «Медики эту базу данных в режиме реального времени видят и дают заключение по необходимости медицинского вмешательства».

Использование при строительстве белорусской АЭС самых современных научных разработок должно стать примером нового уровня кооперации атомщиков – таково условие Беларуси. Ранее установленный график уже идёт с опережением в четыре месяца. А гарантийный послепусковой срок, напротив, увеличен с года до двух. За это время «Росатом» сможет тщательно проанализировать все режимы работы систем и подтвердить безопасность и надёжность станции.

Виталий Кулик, заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси: «Сегодняшнее состояние атомной энергетики в России – и её инструментарий, и база мониторинга – достаточно на высоком уровне. Всё это будет у нас применено и при строительстве, и при эксплуатации, и при мониторинге, поэтому мы отдаём себе отчёт в том, что здесь должно быть всё самое лучшее, самое передовое».

Строительство первого энергоблока белорусской АЭС завершится в 2017 году. Не исключено, что сроки могут и сократиться примерно на год. Это при условии, что две страны смогут справиться со всеми поставленными задачами.

Контроль за строительством белорусской АЭС, впрочем, не отменяет работы на уже загрязнённых после Чернобыля территориях. Депутаты Союзного парламента одобрили концепцию совместных действий по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Она рассчитана на три года и обойдётся союзному бюджету в 1,5 млрд российских рублей.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram