Быт или не быт?

Месяц назад минчанка Нелла Павловна решила прикупить новую блузку. Но вполне обычное желание превратилось в сложнобытовую проблему. В магазине для крупных людей выбор небогат. Заказать в ателье? Но пошив за 700 тысяч пенсионерке не по карману. А в дешёвых ателье за такого непростого клиента даже не берутся.

Что остаётся делать большому человеку? Наверное, ждать. Остановилось время и в Бешенковичском Доме быта. Где-то на рубеже 1980-ых. Во всём, что тикает и звонит, здесь когда-то разбирались 17 часовщиков. Сегодня остался один.

Пенсионер-предприниматель всерьёз думает закрыть павильон, и на одну услугу станет меньше. Хотя уже половина Дома быта в аренде у частников. Не от хорошей жизни – это хоть какие-то деньги. Более-менее работают лишь швейная мастерская с полностью изношенным оборудованием и парикмахерская. И если в райцентре оказывать такие услуги ещё выгодно, то в сельской местности…

Василий Щука, директор Бешенковичского КБО: «Я бы с удовольствием отдал те же парикмахерские услуги, вот они занимаются здесь, пускай бы в один день выехали куда-то на село, помогли бы мне уменьшить убытки».

Ещё два года назад всеми бытовыми вопросами в стране занимался «Белбыт». Организацию ликвидировали: мол, неэффективно работала – только проблемы никуда не исчезли. В Министерстве торговли говорят прямо: бытовые услуги в городе приносят хоть какую-то прибыль. На селе – сплошной убыток.

Валентина Левковская, начальник управления бытового обслуживания населения Министерства торговли Беларуси: «Возрастной состав сельского населения резко отличается. Доходы отличаются. Отдалённость деревень также несёт дополнительные затраты».

Но пока одни подсчитывают потери, другие неплохо зарабатывают. Татьяна Гидревич из Щучина поработала парикмахером на государство. А потом решила открыть своё дело. После удачного дебюта открыла ещё две парикмахерские. И обе в сельской местности! Хотя и отговаривали друзья: мол, невыгодно!

Татьяна Гидревич, директор сети парикмахерских «Кокетка-Шарм» (г. Щучин): «Они были удивлены, почему мы из города, а хотим открывать на селе. Было трудно добиваться чего-то, трудно было с чего-то начинать, но самое главное, я стремилась к этому».

Помогла госпрограмма «Укрепления аграрной экономики и развития сельских территорий»: льготы по налогам и субсидии из бюджета получили и частники, и комбинаты. Дотации пошли на покрытие убытков. И теперь Татьяна расширяет бизнес. И опять же – в деревнях! Хотя конкуренция с комбинатом есть, но клиентов хватает. Государственно-частный паритет налицо. Умеют договариваться ради сельского жителя и на Брестчине, в Каменецком районе.

Анатолий Хомич, директор Каменецкого районного комбината бытового обслуживания населения: «Если нельзя в какой-то деревне сдать обувь в ремонт или швейное изделие, у нас составлен договор с почтой. Они нам привозят, мы им платим 10% от выручки, которую имеем, они доставляют людям эти заказы».

Мебель забрать в ремонт или парикмахер на дом – комбинат поможет. Людям – благо. Но вот цифры: в Каменецком районе 230 деревень обслуживают 17 комплексно-приёмных пунктов. Из них 15 – убыточны! Поэтому частник и не торопится в сельскую местность. 97% услуг там оказывают государственные комбинаты. Но есть и парадоксы.

Верится с трудом, но сегодня в Лельчицком районе всеми бытовыми услугами заведует один частник! 10 лет назад предпринимателю Валентину Бутковскому отдали бытовку. Вернее, всучили горемычное наследство. Сегодня у бизнесмена свои магазины, кафе, придорожный сервис, кулинария и масштабное – на всю страну – производство памятников. Лучшая агроусадьба на всём Полесье и свои охотугодья. В Лельчицах шутят: с таким оборотом для Бутковского бытовые услуги – хобби. На самом деле – заботы, ведь и здесь проблемы хорошо знакомые.

Валентин Бутковский, генеральный директор предприятия «В.П. Бутковский» (Лельчицкий район): «Этот мелкий бизнес надо отдать в частные руки. Частник должен работать! Но чтобы он работал, власть должна координировать. Самый главный парадокс – то, что государство разбаловало бытовые учреждения».

Лельчицкие власти откровенно рады: нет головной боли. У предпринимателя прибыль за прошлый год – Br78 млн. Очень даже немного, если учесть, что в районе проживает только 25 тысяч человек – оборот небольшой.

В этом году Лельчицким бытовым услугам придадут новый импульс. В ремонт этого Дома быта предприниматель Бутковский вкладывает полмиллиарда рублей. И примером того, как заработать на бытовых услугах, уже заинтересовались в соседней Украине. Приезжают, присматриваются, перенимают опыт. Отсюда до границы всего 20 километров.

В Слуцком районе рынок делят два государственных предприятия. Вот в прошлом году открыли сразу три комплексно-приёмных пункта. Но вот экономический эффект не то что нулевой. С минусом! Но нужно определиться. Что важнее для государства – выгода денежная или доступность услуг для людей?

Руководители Слуцких бытовок не конкурируют, скорее, помогают друг другу. Поняли сразу: от убытков никуда не деться. И попутно начали развивать другие высокодоходные услуги.

Валентина Кудёлко, директор ОАО «Слуцкая фабрика пошива одежды»: «Мы привлекаем женщин для покупки наших изделий, а в дальнейшем они поднимаются в салон нашего ателье и заказывают изделия по образцам, которые имеются в магазине, и под свои размеры. Магазин – очень выгодное дело».

За год – 200 млн прибыли! Соседи, предприятие «Сельчанка», столько же выручают в месяц от производства окон ПВХ и дверей. Ещё больше в кассе – от покраски автомобилей. Очередь расписана на полгода вперёд. Но именно комплексно-приёмные пункты портят всю картину.

Александр Волотович, директор коммунального унитарного предприятия «Сельчанка» (г. Слуцк): «Сегодня, к сожалению, в нашем районе альтернативы нет. Услуги сельским жителям оказывать надо, но для того чтобы пункты содержать, нужно развивать производство».

В Слуцке придумали свою схему: создают комплексно-приёмный пункт, собирают заказы по всему району и загружают свои же предприятия. С бору – по сосёнке. Так растут объёмы, а с ними и прибыль. Но есть вопрос: если государство требует выполнения государственного социального стандарта, то пусть и компенсирует вынужденные убытки. Ведь пока в списке самых прибыльных – лишь парикмахерские и ритуальные услуги.

Государство нацелено на поддержку. Только за последние два года комбинаты бытовых услуг получили более Br100 млрд. Госконтроль требует усилить ответственность руководителей.

Владимир Каленик, начальник главного управления контроля потребительского рынка и сферы услуг Комитета госконтроля: «Это деньги, которые были оторваны от социальных нужд. Проверки показали, что приобретённое оборудование просто пылиться на складах КБО, не эксплуатируется».

Минторг в ближайшее время предложит правительству комплексные меры, чтобы реанимировать «бытовку».

Валентина Левковская, начальник управления бытового обслуживания населения Министерства торговли Беларуси: «Мы предлагаем новые виды, шаговую доступность, надо предусмотреть размещение КПП в новых микрорайонах. Предлагаем расширение ассортимента».

Но смогут ли даже с учётом вливаний, оправдать затраты бытовики? Даже с учётом преференций предприниматель не спешит заниматься комплексом: невыгодно. И предлагает действовать вместе. В одиночку уже не выжить.

Владимир Карягин, председатель Президиума Республиканской конфедерации предпринимательства: «Речь идёт о создании сетевых структур. Сетевой бизнес помогает получить в одном месте прибыль, а, может, где-то и сверхприбыль, и часть этой прибыли – направить, дотировать».

Ассоциации и союзы могут исправить положение, но пока наш бизнес не привык кооперироваться. Каждый сам по себе и счастлив в одиночку.

Вера Пашковская, директор ателье «Андарак» (г. Минск): «Мы уже с коллегами на эту тему говорили. Пусть бы это была какая-то общественная организация, где мы могли бы собраться и побеседовать, а потом, объединившись, что-то попросить или что-то решить».

Весы бытовых услуг колеблются. На одной чаше – доходная работа, которая, говорят бытовики, мало реальна. На другой – выполнение государственных социальных стандартов. Как же быть?.. Ведь за 2011 год 40% комбинатов не смогли обеспечить прибыль. А за прошлый – и того больше – 57%. И как быть пенсионерке Нелле Павловне, которая просто хочет пошить блузку и за это заплатить. Что, деньги не нужны?

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram