В Беларусь впервые привезли портрет Людвика Кондратовича – известного как поэт Сырокомля. И сразу на целый год. «Выставка одной картины» из-за границы стала традиционным проектом Национального художественного музея. На этот раз шедевр предоставил музей Литвы.
Взгляд из 1854 года (год на обороте). Уж 10 лет вся Россия пела «Ямщика» на слова Сырокомли. На Родине поэта называли «адвакатам мужыка на Парнасе». Что ни строчка, так «За Беларусь!».
Ромуальдас Будрис, директор Национального художественного музея Литвы: «Фотографии ещё не было, и каждый достойный и интеллигентный человек хотел иметь портрет. Конечно, жанр портрета в Вильнюсе был очень популярен: в мастерской Рустема, в мастерской Русецкого».
«Черта в черту» написал Адам Шемеш. Художник скромный – портрет известного друга без букв. Но всмотритесь: холст то ли склеен, то ли… Реставрировали, – признался директор Будрис. Работа в коллекции – с начала XX века.
B 1970-х, и в 1980-х, и в наших «нулевых» портрет печатали с клеймом «местонахождение неизвестно». Пока не ясно, почему. Ведь обновлённую экспозицию Вильнюсской картинной галереи открыли почти сразу после восстановления независимости Литвы.
Портрет-гость поможет хотя бы подступиться к биографии автора. О Шемеше пока лишь обрывками: родился в Слуцком уезде, учился в Вильно, творил в Минске… В том же году, что и Сырокомля, ему позировал композитор Манюшко. Портрет не найден.
Наталья Сычёва, заведующая филиалом Национального художественного музея Беларуси: «На самом деле, Шемеш – один из крупных мастеров кисти, портретистов, которые жили в Минске. Он составил такую славную плеяду вместе с Дамелем и Ваньковичем, Валентием. К сожалению, нужно констатировать тот факт, что начало XIX века изобилует скорее именами, чем произведениями».
В Беларуси линий Шемеша нет, да и у соседей немного. Вспоминают две работы в Польше и около того в Литве. Есть, правда, ещё и в Украине – в костёле Херсона, где Шемеш по непонятным причинам отбывал царскую ссылку.
Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «Мы б хацелі вярнуць гэтыя імёны, хаця б у рамках дэпазіта твораў ад нашых суседзяў. На цэлы год. Больш таго, ён будзе ў нас у пастаяннай экспазіцыі».
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram