За три года дефицит бензина в России вырастет в 70 раз. Таковы прогнозы Федеральной антимонопольной службы, основанные на анализе процессов модернизации нефтеперерабатывающей отрасли страны.
Госкомпании не справляются с планом правительства по переоснащению предприятий и производству топлива высоких экологических стандартов. Покрыть возможный дефицит смогут госрезерв и поставки из Беларуси.
Новый год российские автомобилисты начали с борьбы за экологию. Относительно недорогие марки бензина АИ‑76, АИ‑80, не соответствующие стандарту «евро», исчезли с заправочных станций. Причина – запрет правительства на неэкологичное топливо. Старенькие «копейки», «четвёрки», «семёрки» некоторые сдают в лом или ставят в гараж. Ещё пару лет, и такая же участь ждёт владельцев автосеконда, чьи двигатели не соответствуют евростандартам. А производителей, занимающихся выпуском теперь уже суррогатного бензина, с рынка руководством страны приказано изгонять.
Модернизировать производство и повышать класс произведённого топлива нефтепереработчиков правительство обязало ещё два года назад. Эта масштабная перестройка по документам запланирована аж до 2020 года. А запреты на производство низкокачественного топлива начинают работать уже сейчас. С первого января табу наложено на продажу бензина стандарта «Евро-2», с 2015 – такая же участь ждёт «Евро-3», с 2016 года – «Евро-4».
А пока мощности под разрешённый бензин есть, с модернизацией монополисты не торопятся. Судя по бизнес-планам и расчётам антимонопольной службы, НПЗ готовы выжать до запрета максимум прибыли. Производство экологичных видов топлива снижается, а доля низкокачественного бензина, напротив, растёт. По подсчётам специалистов, если ситуация не изменится, то после введения всех ограничений дефицит бензина может вырасти в 70 раз и достичь почти 4 млн тонн в год.
Виталий Крюков, аналитик по нефти и газу департамента рыночных исследований финансового дома «КапиталЪ»: «Я сомневаюсь, что правительство пойдёт на перенос сроков ввода качественного топлива. Это ставит в невыгодное положение те компании, которые уже вложили в модернизацию десятки миллионов долларов. Я не исключаю, что на горизонте 2014 – 2015 годов могут быть определённые сложности с полноценным обеспечением рынка топливом «Евро-4» и “Евро-5”».
Эксперты рынка нефтепродуктов уже обращаются к правительству с просьбой разработать план по покрытию возможного дефицита. Делать это предлагается за счёт государственного резерва и поставок из Беларуси. Республика этап модернизации нефтепереработки прошла несколько лет назад. Для сравнения: глубина переработки нефти в России в среднем 60%, у белорусских НПЗ этот показатель уже достиг 80%. Сегодня это хорошая возможность увеличивать экспорт качественного топлива. На нём уже активно ездит Польша, Прибалтика и Германия, где к бензину очень жёсткие экологические требования.
Сергей Остапец, начальник управления координации сырьевых поставок концерна «Белнефтехим»: «Уже сегодня более 70% всего автобензина соответствует классу 5. По дизельному топливу – 60% класс 5, оставшееся – класс 4. Все виды нефтепродуктов у нас соответствуют требованиям, предъявляемым российским рынком. Есть межправительственные договорённости, которых мы достигли в декабре 2012 года. Есть также и соглашения, в соответствии с которыми мы должны принимать участие в реализации нефтепродуктов на российском рынке путём выхода на биржи или заключения контрактов».
Россияне убеждают, что для Беларуси некоторая переориентация экспортных потоков может быть выгодна. В первую очередь, из-за так называемого меньшего транспортного плеча – затрат на доставку. Не исключено, что появятся и новые преференции: возможности экспорта нефтепродуктов в Европу, которые сегодня ограничены межправительственными соглашениями, могут быть расширены. В любом случае, судя по ситуации, договариваться с партнёрами придётся. Пока же министерство энергетики заставляет автовладельцев экономить бензин рублём. Цены на топливо стабильно растут – на 10-15% в год.
Подписывайтесь на нас в Telegram