Польскую керамику двух веков доставили в Минск. Пять ящиков принял Национальный художественный. В музее под гостевую коллекцию отвели так называемый Зал искусства Востока не случайно. ОНТ – главный медиапартнёр «хрупкого» вернисажа.
Керамику везли из Бытома – южной Польши. Позади у неё – 1200 вёрст. Ларчик открыт.
В музее каждое блюдо проверяют на прочность. Сумма страховки должна остаться на бумаге. О выплатах за вернисаж в музеях говорить не принято. Впрочем, главное оттуда, из пограничной с Германией Верхней Силезии, у нас ещё не видели.
Ивонна Моль, заместитель директора Верхнесилезского музея в Бытоме (Польша): «Не зря фарфор прозвали «белым золотом». Владеть им считалось дорогим удовольствием. Настоящий, если поднести к лучу света, просматривается насквозь. Фаянс – нет: он более грубый, более тяжёлый. Просто качество глин разное».
Пионером «шлёнского фаянса» ровно 250 лет назад стала фабрика в Прушкове. Её кувшины с носиками-сердечками полюбили даже при дворе прусских королей. В гостевой выставке экспонатов этой серии только три.
Такие супницы выпускали и у нас. И тоже в XVIII веке. В небольшом местечке Свержень под Столбцами работала мануфактура Радзивиллов. Так называемая фарфурня. Правда, образцы её изделий, расписанные под глазурь, как эта, сегодня чаще встречаются в музеях Польши.
Сменялись клейма, но неизменным оставалось первое «П». Нашли знак Прушкова на обороте и ветерана коллекции – подноса с куропатками. С 1769 года в керамических тушках хранили приправы. Для соседей – Зал искусства Востока. И причина не в родине фарфора, Китае.
Светлана Прокопьева, куратор выставки «Польская керамика»: «Здесь экспонировались произведения из Музея Виктории и Альберта. И именно здесь было решено администрацией нашего музея и администрацией музея из Бытома, что будет выставка «Польская керамика». Так сказать, «плодотворное место». Что касается мелкого размера предметов, мы его компенсируем большим количеством».
Предметов – свыше 150. Среди ушедшего из обихода – nocnik (ночной горшок) XVIII века.
Ивонна Моль, заместитель директора Верхнесилезского музея в Бытоме (Польша): «Три сервиза на выставке – 30-х годов XX века. Это классический вариант ар-деко. Формы сохранились до сих пор. Их выпускают. Стоит такой набор немало – 4 тысячи злотых (около тысячи евро). И это только кувшин, молочник, сахарница и 6 кружечек с блюдцами».
Когда посуду пересчитают, начнётся монтаж выставки. Доступными глазу «тонкости» Верхней Силезии станут через неделю. Афиши в городе уже появились.
Подписывайтесь на нас в Telegram