Парламентские выборы в один тур, увеличение личных фондов избирателей. Какие ещё изменения ждут Избирательный кодекс?

Парламентские выборы в один тур, увеличение личных фондов избирателей. Какие ещё изменения ждут Избирательный кодекс?

Об усовершенствовании избирательного законодательства шла речь на специальном совещании у Президента. В обсуждении вопроса участвовали руководство Центризбиркома, президентской Администрации, главы министерств и ведомств, депутаты.

Главный интерес – национальный. При этом, как было отмечено, не стоит пренебрегать разумной международной практикой. Прозвучавшие предложения намерены учесть в законопроекте «Об изменениях и дополнениях в Избирательный кодекс», который Глава государства поручил подготовить уже к маю.

Избирательное законодательство должно совершенствоваться исходя из интересов общества, а не по чьей-то указке, – заявил Президент на специальном совещании, посвящённом этой теме.

Избирательный кодекс в Беларуси действует 2000 года. Им руководствовались при проведении четырёх парламентских, трёх президентских кампаний, одного республиканского референдума, трижды выбирали депутатов местных советов. Документ дважды редактировали. Последний раз – в 2009 году. С тех пор проще стали условия выдвижения кандидатов, появилось гораздо больше возможностей для агитации. Новшества коснулись и избирательных фондов – раньше их могли формировать только кандидаты в Президенты, сейчас такое право есть и у участников парламентских кампаний. Однако, несмотря на то что механизм организации и проведения выборов работает чётко и эффективно, Александр Лукашенко подчёркивает, что жизнь не стоит на месте. Изменения, которые происходят и внутри страны, и в мире, требуют совершенствования законодательства, в том числе и избирательного.

Приглашая участников совещания к дискуссии, Президент заявил, что в основе избирательного законодательства должны быть, прежде всего, национальные интересы. При этом не стоит отвергать и рекомендации международных организаций, если в них есть разумное зерно.

В новом законопроекте Центризбирком постарался учесть пожелания и рекомендации как участников избирательного процесса, так и наблюдателей – внутренних и международных. Своими соображениями также поделились министр иностранных дел и глава Администрации Президента, спикер парламента и губернаторы. Одно из предложений – увеличить избирательные фонды. Сегодня их предельный размер для кандидата в Президенты – 3 тысячи базовых величин, для претендента на место в парламенте – тысяча. А кандидаты в депутаты местных советов права формировать личные фонды вообще не имеют. В новой редакции Избирательного кодекса эту несправедливость решено исправить.

Новшества коснутся также процедур агитации и бойкота выборов. Как показывает практика, отдельные участники предвыборной гонки не просто призывали не идти на выборы, но и делали это за государственный счёт. Расставляя в этом вопросе все точки над «i», Беларусь руководствуется в том числе и международными правовыми документами. В частности, Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств. Пункт 8 статьи 9 этого документа гласит: «Лица и органы, чья деятельность направлена на фальсификацию подсчёта голосов, итогов голосования и результатов выборов, на воспрепятствование свободному осуществлению гражданином его избирательных прав и свобод, в том числе в форме бойкота или призывов к бойкоту выборов, отказу от выполнения избирательных процедур или избирательных действий, должны преследоваться по закону».

Практически все предложения Центризбиркома Президент поддержал, за исключением одного – наделить общественные организации правом выдвигать кандидатов в депутаты. О том, что это нецелесообразно, Лукашенко заявил ещё в самом начале совещания, переубедить Президента его участникам так и не удалось.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram