Неизвестные страницы истории, в которых тесно переплетено духовное и светское, решили воссоздать в Гомеле. Результатом стала совместная работа Ветковского музея и Гомельской епархии Белорусской православной церкви – необычный проект-экспозиция «Соль земли. Церковная история Гомельщины ХХ века».
Здесь представлен период между 1920 и 1970 годами, когда церковь в СССР была на грани истребления.
«Вы – соль земли», – напутствовал когда-то своих учеников Иисус. Путь гонений и казней первых христиан повторили верующие и в XX веке. Епископ Гомельский Тихон был сослан в казахские степи ещё в 1925 году, но оттуда продолжал писать пастве, за что был расстрелян.
Савва Мажуко, игумен Свято-Никольского монастыря г. Гомель: «Мы полагаем, в 1937 году его расстреляли. Это дело епископа Тихона Шарапова, которое проходило в Казахстане. От него пострадало много духовенства и в Казахстане, но оно координировалось с делом наших гомельских священников, которые были расстреляны в ночь на 1 ноября 1937 года».
Экспозиция «Соль земли. Церковная история Гомельщины ХХ века» – сплошь человеческие трагедии. Собранные здесь документы и факты – вершина айсберга кровавых репрессий против христианства. Страдали не только люди – рушились храмы, сжигались иконы. Но вера не погибала.
Андрей Скидан, научный сотрудник Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций: «Образ святителя Николая принадлежал монахине Магдалине. Возвращаясь из ссылки, она увидела этот образ и молилась на него в одной из хат. И хозяйка отдала ей его. Он был очень старый, под тёмной фольгой. А монахиня сняла её и увидела яркий красивый литографический образ».
Даже расстрелы и ссылки не разлучили людей с Богом. Никита Хрущёв обещал показать народу последнего попа, но, словно в ответ, в СССР стали появляться новые святые.
Здесь, в Петропавловском соборе Гомеля, находятся мощи святой Манефы. Она считается одним из символов сохранения и возрождения православия на Гомельщине в советские годы.
Преподобная Манефа Гомельская от рождения страдала церебральным параличом. Передвигалась на коляске. Возможно, болезнь и спасла монахиню от репрессий. В своём доме под Гомелем она организовала небольшую монашескую общину. Сюда до 1984 года, когда умерла Манефа, за благословением приезжали многие верующие и священники.
Епископ Гомельский и Жлобинский Стефан: «Это память, которая должна не умирать. Как мы чтим героев Первой мировой, Великой Отечественной войн, так мы должны чтить этих людей, которые своей верой отстояли храм православной веры у нас в Беларуси. То, что было нельзя стереть из истории, и забыть нельзя, потому что народ, который забывает свою историю, уже не является народом».
Историки и священники называют эту выставку началом большого пути возрождения неизвестной христианской истории региона.
Подписывайтесь на нас в Telegram