В храме «Всех скорбящих Радость» звонили в колокола. Впервые в стране звонари получили чин.
От его жестов церковные колокола оживают уже седьмой год. У звонарей нот нет, но Сергею музыкальное образование помогает. Что для него колокольное дело – работа или призвание, – ответить затрудняется. Но теперь, с посвящением в чин, важность и без того редкой профессии осознаёт ещё больше.
Сергей Никитенко, звонарь Свято-Преображенского храма: «Нужно осознавать ответственность, потому что это призыв к богослужению. Колокольный звон предполагает участие в любом таинстве – от венчания до литургии».
В старину звонарь считался «душой» и «голосом» храма. Звуку колоколов приписывалась особая сила. Считалось, что от них нечистая сила прячется, а в храм слетаются ангелы и человек может исцелиться от недугов.
Звонарей не стало во времена Советской власти. Разрушая приходы, в первую очередь уничтожали все колокола. Возвращать свои «голоса» белорусские храмы начали лишь четверть века назад.
Но всё это время звонари были и не в миру, и вне строгой церковной жизни. В октябре решение вернуть чин посвящения принял Священный Синод в Москве.
Вениамин, епископ Борисовский, викарий Минской епархии: «Сейчас различные виды чинов, которые существуют, оформились таким образом, чтобы это было системно и единообразно во всех пределах Русской православной церкви».
За долгие годы «молчания» многие традиции звонарского дела были утеряны. Вот уже 13 лет их возрождает единственная в нашей стране школа. Восемь её нынешних выпускников, а также те, кто уже служит в приходах, 28 января официально стали звонарями.
Богдан Берёзкин, директор Школы звонарей Минского епархиального управления: «Сегодня, можно смело сказать, историческое событие: ребята, окончившие школу звонарей и несущие послушания в других приходах, поставлены в звонари по церковному чину. Теперь они в числе клириков церкви».
Теперь по утрам Сергей будет вставать ещё раньше – вместо добровольного послушания появилась большая ответственность.
Подписывайтесь на нас в Telegram