В Национальном художественном музее покажут уникальную коллекцию кириллических книг

Для музея эта коллекция изданий восточноевропейских типографий – прикладная. Как таковой цели её собирать не было! Фолианты просто шли после научных экспедиций дополнением к иконам из закрытых храмов.

Для музея эта коллекция изданий восточноевропейских типографий – прикладная. Как таковой цели её собирать не было! Фолианты просто шли после научных экспедиций дополнением к иконам из закрытых храмов.

Их жизнь проходит за стеклом. Пока – в двух витринах. Зато на глаза впервые – виленское «Евангелие» Мамоничей. Самое возрастное в мини-коллекции – года 1600. Гравюр (резных) – 4. Здесь, в Национальном художественном, этот факт заглавнее текста.

Елена Карпенко, заведующая отделом Национального художественного музея Беларуси: «В постоянной экспозиции нашего музея есть такие произведения, как «Илья» («Святой пророк Илья», 1668 года). Аналогичную гравюру, с которой было выполнено это произведение, судя по всему, мы нашли в издании Кутеинской типографии. Белорусские мастера, в отличие от русских, пользовались гравюрами, именно книжными гравюрами».

Так, в православной Богоявленской типографии за святой град Иерусалим мог сойти Могилёв. Например, из-под резца братьев Ващенко. Они-то и ввели на востоке Беларуси моду на автографы. Но лишь у ног Христа.

Наталья Трифонова, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: «В уникальном для Беларуси издании «Акафесты всеседмичные» мы тоже встречаем инициалы «F. A», которые свидетельствуют, вероятно, о принадлежности этой гравюры, этого произведения, могилёвскому мастеру Фёдору Ангилейко».

Иногда иллюстрации к Библии обретали совсем уж светский характер. Так, самую объёмную (свыше 600 страниц) в коллекции открывает потрет Елизаветы Петровны (царицы Руси), чья мать, по легенде, из Витебска. Если печатникам в тексте был важен шрифт, художникам – оформление заставок, концовок.

Даже листать старые фолианты следует в перчатках. Это ещё раз подтвердили учёные Российской академии наук. Веками под обложками собирается книжная пыль – сильнейший аллерген. Кроме того, страницы с историей могут таить в себе клещей и ложных скорпионов.

Кириллический фонд появился в музее поздно – в начале 1970-х. При инвентаризации гравюры и иные украшения в Национальном художественном музее сфотографировали. Сохранность, например, новгород-северских книг, не лучшая.

Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «Спецыяльна на аўкцыёнах купляць не будзем. Калі, скажам, нават, і Біблія Францішка Скарыны трапіць. Гэта, хутчэй, прыярытэт Нацыянальнай бібліятэкі і Нацыянальнага гістарычнага музея. Мы тут займаем сваю нішу».

Об оформлении книг в Национальном художественном музее отныне – целый альбом-каталог. Его презентацию наметили в новой экспозиции.


Подписывайтесь на нас в Telegram