Редкий Генин: вернисаж мэтра экспрессионизма – в Минске. И лишь на два дня. Живописные и графические шедевры художника в столичную Галерею Щемелёва доставили из Петербурга.
«Здравствуй, Родина!» – сказал бы сегодня художник, приехав в белорусские Красовичи. Для Генина эта деревня под Могилёвом – как Витебск для Шагала. Её «Зелёную церковь» писал и в нулевых, и в 30-х. При атеизме храм снесли. Сохранились пейзажи-памяти. Да и те – чудом.
Марина Родионова, коллекционер (Россия): «То, что оставалось в прошлом, для него не имело цены, к сожалению. Поэтому некоторые работы, которые приходят в наше собрание, для зрителя утеряны».
Их не берегло ни время, ни Генин. Часть холстов уничтожил лично. Мол, перерос, не то. В 1902 году художник уехал в Мюнхен, сошёлся с Василием Кандинским. И написал «Балалаечника» с лицом цвета детства – фисташкововым.
Сегодня ровно век, как Генин увидел Париж. То был первый персональный вернисаж. Тогда же к художнику пришёл и первый коммерческий успех. Ныне работы мастера на европейских аукционах появляются крайне редко. И стоят уже тысячи евро.
Заслуженно. Ведь искушённым в искусстве французам Генина открывал и небезызвестный Кристиан Диор. Автографов, конечно, на выставке значилось не 8. Столько шедевров мэтра доставили в столицу. И ещё две вещи – сухой иглой.
Алексей Родионов, коллекционер (Россия): «Этими гравюрами были проиллюстрированы небольшие новеллы немецких писателей-экспрессионистов. Таких как Казимир Эбшмит, Яков Ватерман. И тираж этого «увража», можно сказать, был совсем небольшой, около 250 экземпляров».
Правда, увидеть графическую пару может лишь «определённый круг»: искусствоведы, коллекционеры. Их пригласили на открытие с мастер-классом. Впрочем, открытием стал и сам Генин. Даже в полной 18-томной «Белорусской энциклопедии» классик не значится.
Татьяна Бембель, куратор арт-программы «Частная коллекция»: «Коллекционирование – это дело достаточно интимное. И многие вещи передаются так, в разговоре, в каком-то диалоге, в передаче опыта. И самое главное – возможность работать с материалом. С подлинниками».
И коллекционеры Родионовы думают о новой презентации Генина на Родине. Уже в этом году. Обещают: впервые так называемый балийский цикл классика. Это о нём Лион Фейхтвангер (автор культового романа «Зал ожидания») говорил: «Чистое искусство, а это бывает редко».
Подписывайтесь на нас в Telegram