Увидеть обряд «Куры» можно только в трёх деревнях Кличевского района на Могилёвщине. Накануне уникальному колядному обряду присвоен статус нематериального культурного наследия Беларуси.
В старину так называемые куры колядовали только на Старый Новый год. Юные этнографы, возрождающие обряд, не прочь «ходить в куры» на протяжении Святок – с Рождества до Крещения.
Мария Тимофевна из деревни Дмитриевка Кличевского района к приходу в её дом «кур» готовится с утра пораньше. Угощения – только из печи. Обязательные блюда – блины, сало и домашняя колбаса. По деревенской улице, видимо, на запах блинов уже торопится ребятня. Обряд под необычным названием «Куры» сохранился до наших дней. Причём только в трёх деревнях Кличевского района. В отличие от всех остальных колядных обрядов, он уникален возрастом участников. «Курами» могут быть только дети. И, как правило, девочки.
В каждой из деревень, где сохранился обряд, есть свой, как его называют в шутку, «курятник» – детский этнографический кружок. Текст песен и даже одежда – точь-в-точь как учили бабушки. Никаких традиционных для колядных обрядов ряженых коз да медведей. Откуда пошло название «Куры», местные этнографы могут только догадываться.
Семидесятипятилетняя Надежда Ивановна из деревни Вирков – одна из тех, кто помогала кличевским этнографам возродить обряд. Правда, во времена её детства «Куры» были под запретом.
Накануне уникальному обряду «Куры» на Кличевщине присвоен статус нематериального культурного наследия Беларуси. Местные этнографы надеются, что их «Куры» со временем станут не менее популярны у туристов, чем уже известный далеко за пределами Беларуси тоже колядный обряд «Цари».
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram