Беларуси нужна экономика, способная обеспечить предприятия заказами, а работающих – достойной зарплатой. При этом продукция по цене и качеству должна выдерживать конкуренцию на рынках.
Важнейший шаг в этом направлении – модернизация производств. Не случайно эту тему Александр Лукашенко подробно обсуждал с белорусскими и зарубежными журналистами на недавней пресс-конференции.
7 лет назад на Могилёвском вагоностроительном заводе движения было немного. Зарплата в $150, низкие объёмы производства. Заявления работников на увольнение просто не успевали подписывать.
Валерий Осипов, директор Могилёвского вагоностроительного завода: «Я упрашивал! На проходной висело объявление с приглашением работать в России с высокой зарплатой. Поэтому пришлось задуматься увеличивать объёмы производства для того, чтобы сохранить людей. Ведь вагоностроения в республике не было».
Сегодня всех желающих работать именно здесь заносят в резервный список. Средняя зарплата – Br7 млн. Александр Данилов ради «денежной работы» на современном предприятии приехал из Гомельской области. В соседнем цеху трудится сын. Мнение у них общее: примитивный уровень производства конкуренции не выдержит.
Модернизация 7 лет назад была для предприятия вопросом жизни и смерти. С того времени производительность возросла в 7 раз только благодаря минимизации ручного труда. К примеру, вместо устаревшего оборудования по резке металла, так называемой гильотины, на заводе освоили плазменную установку.
На внутреннем рынке вся продукция нарасхват, да и за рубежом могилёвские грузовые вагоны в цене – колесят по казахстанским и российским магистралям. На заводе новая планка – до 2017 года здесь хотят нарастить объём производства до 5 тысяч вагонов в год.
Важнейший шаг в этом направлении – модернизация производств. Не случайно эту тему Александр Лукашенко подробно обсуждал с белорусскими и зарубежными журналистами на недавней пресс-конференции.
7 лет назад на Могилёвском вагоностроительном заводе движения было немного. Зарплата в $150, низкие объёмы производства. Заявления работников на увольнение просто не успевали подписывать.
Валерий Осипов, директор Могилёвского вагоностроительного завода: «Я упрашивал! На проходной висело объявление с приглашением работать в России с высокой зарплатой. Поэтому пришлось задуматься увеличивать объёмы производства для того, чтобы сохранить людей. Ведь вагоностроения в республике не было».
Сегодня всех желающих работать именно здесь заносят в резервный список. Средняя зарплата – Br7 млн. Александр Данилов ради «денежной работы» на современном предприятии приехал из Гомельской области. В соседнем цеху трудится сын. Мнение у них общее: примитивный уровень производства конкуренции не выдержит.
Модернизация 7 лет назад была для предприятия вопросом жизни и смерти. С того времени производительность возросла в 7 раз только благодаря минимизации ручного труда. К примеру, вместо устаревшего оборудования по резке металла, так называемой гильотины, на заводе освоили плазменную установку.
На внутреннем рынке вся продукция нарасхват, да и за рубежом могилёвские грузовые вагоны в цене – колесят по казахстанским и российским магистралям. На заводе новая планка – до 2017 года здесь хотят нарастить объём производства до 5 тысяч вагонов в год.
В стране практически не осталось предприятия, на котором бы не подступились к модернизации. Конечно, за исключением абсолютно новых производств. А на многих заводах и фабриках обновляют не только производственные линии и оборудование, но и проводят экономическую модернизацию.
Валерий Фишман, начальник главного управления инновационной и инвестиционной деятельности Министерства промышленности Беларуси: «Это оптимизация личного состава, структуры. Надо пересмотреть партнёров, поставщиков, пересмотреть условия труда – все вопросы, связанные с экономикой предприятия. Надо по-другому подходить к проникновению на рынке, входить в транснациональные компании».
По прогнозам, один вложенный доллар должен принести как минимум два. По Государственной программе до 2016 года на модернизацию выделено $3 млрд. Конечно, основные надежды возлагают на самые крупные проекты. Например, на МАЗе и БелАЗе обновят производство техники. В будущее карьерных самосвалов жодинцы инвестируют $644 млн, рассчитывают окупить вложения за 5 лет. У автозавода проект более долгосрочный. Вкладывая в модернизацию $300 млн, ожидают увеличения производства в 1,5 раза, а прибыли – более чем втрое.
Минский моторный завод давно мечтал о собственном производстве чугунного литья. Проект позволит сократить импортные закупки сырья и должен окупиться за 3 года. От дорого импорта откажутся и в Жлобине, на Белорусском металлургическом заводе. $420 млн инвестиций в новый проект принесут €100 млн прибыли.
Александр Лукашенко: «Вопрос не стоит, надо или не надо. Это вопрос жизни. У нас нет выбора. Усиливается конкуренция. Наши основные рынки по экспорту – Россия и Евросоюз – на месте не стоят. Они богаче, сильнее. Такая наша судьба: если не модернизируемся, мы от них отстанем, значит, не продадим наш товар. Он будет просто неконкурентоспособен. Поэтому модернизации быть. Нам нужна дешёвая конкурентоспособная продукция».
Но модернизация, уверен Президент, не должна распространяться только на промышленные предприятия. В обновлении и эффективности нуждаются самые разные отрасли.
Александр Лукашенко: «Если мы хотим жить, нам нужно продолжать модернизацию сельского хозяйства, транспорта, логистики, надо создавать новую промышленность, что мы и делаем. Практика показывает, что рынок ничего не решит – всё решают люди».
Инженеры и конструкторы предприятия «Витязь» задумались, как сэкономить на потреблении тепло- и электроэнергии. Результат получили уже через год. В этом небольшом контейнере – новая собственная когенерационная установка. Биогаз сжигают, а выгоду подсчитывают по двум статьям: тепловая энергия и электричество.
Николай Азарёнок, начальник отдела предприятия «Витязь»: «Электрической мощности 250 кВт хватит на небольшую ферму и небольшой посёлок».
КПД витебского чуда – 90%. Подтверждено практикой, что такая установка – первая в истории белорусского производства – окупает себя максимум за 4 года.
Беларусь не первопроходец в модернизации. Президент США Франклин Рузвельт в 1930-е годы провозгласил «новый курс», в России использовали термин «стабилизация». Названия разные, но суть и формула одна. Модернизация сегодня не дань моде, а острая необходимость.
Эксперты и экономисты полагают: если Госпрограмму удастся реализовать в полной мере, то уже через 3 года сальдо внешней торговли вырастет как минимум в 1,5 раза. Но получить выгоду только за счёт обновления технологий и производства не получится. Нужна заинтересованность. На современном языке – мотивированный труд.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram