Несколько лет из жизни великого поэта – не сыгранные, а прожитые Сергеем Безруковым. Что общего между романтиком XIX века и современным актёром, как их судьба связана с Беларусью?
Пистолеты за сценой – заряжены вдохновением, они пока лишь шепчут о роковой дуэли. Говорить устами Пушкина Сергею Безрукову помогают письма со стихами, декорации и кинопроектор.
Реквизит и костюмы – из XIX века. В сюжете пьесы, как и в каждой пуговице, – историческая достоверность. На сцене Безруков чувствует себя как дома, поэтому перед выходом облачается в любимый халат.
Лиана Шибаева, костюмер «Театра Сергея Безрукова»: «По расцветке, по фактуре ткани пытались сделать приближённый к оригиналу. В этом халате Пушкин приходит домой. За время спектакля костюмы меняются 6 раз».
Сергей Безруков познакомился с образом Пушкина ещё во втором классе. С тех пор «взрослеет» с ним в кино, театре. И продолжает традицию – не давать интервью в гриме, чтобы избежать обмана зрения и скромно не претендовать на сходство.
Сергей Безруков, народный артист России: «Ему всего 37 лет было, но его мудрость, жизненная философия, его гений, до него дотянуться сложно и невозможно. Наверно, и не нужно. Надо лишь попытаться правдиво, не жалея себя, на сцене прожить жизнь человека».
Спустя 1,5 года с момента премьеры в родном Пушкину Михайловском драма сохраняет дух поэта. Не выветрился он ни в одном из сотни гастрольных городов. Ведь спектакль создан, чтобы путешествовать, как это делал сам поэт.
Драма «Пушкин» в Беларуси впервые. Но спустя почти 2 столетия словно воссоздаёт реальный факт. По свидетельству историков, поэт приезжал в Беларусь дважды: во время путешествия в Кишинёв и Михайловское, гулял с могилёвскими офицерами, передал привет отцу Дельвига и даже дал свою характеристику белорусам в журнале «Современник»: «Народ издревле нам родной».
Чтобы оживить хрестоматийное «наше всё», пришлось танцевать, петь, пить и очень много шутить. Даже строгий образ Николая I улыбается – допустили домысел.
Дмитрий Щербина, исполнитель роли Николая Первого, актёр театра «Сергея Безрукова»: «Всех нюансов не знает никто. Разумеется, мы не вымысел представляем на суд зрителей, а свой взгляд, своё отношение. Мы постарались разобраться в отношениях царь – Пушкин, гений – власть».
Пушкин вёл толпу словом. Безруков, любящий Минск, – режиссурой. Исполнитель главной роли, он же и режиссёр-постановщик киноспектакля. Над пьесой из-под пера Безрукова-старшего, отца, работал кропотливо. Все поправки – по историческим документам, чтобы не волновалась любимая Арина Родионовна.
Елена Смирнова, исполнительница роли Арины Родионовны, актриса театра «Сергея Безрукова»: «Одним словом может тебя направить как режиссёр на какое-либо действие. И ты включаешься. Он наш «рулевой». Очень чётко всё видит, объясняет – это мощнейшая поддержка».
Озорной, ранимый, энергичный и взрывной Пушкин – одним словом, живой. Настолько, что реакция белорусских зрителей неожиданно обернулась для Безрукова выговором.
Сергей Безруков, народный артист России: «Вы уж простите, представители ГИБДД и МВД на знаках нацарапали «Пушкин – жив». Вот уж не думал, что мой спектакль вызовет такую реакцию… Даже взрослые делают открытия».
Прожить 12 пушкинских лет за 4 часа и умереть прямо на сцене. Задача, говорят актёры, несложная. Так как уверены, «не пропадёт их скорбный труд и дум высокое стремление». Даже несмотря на сценическую смерть. Впереди – гастроли в Прибалтику. А осенью белорусский «Театр Ч» вновь приглашает труппу Сергея Безрукова. Во Дворец Республики приедет новая юбилейная постановка «Хулиган. Исповедь».
Подписывайтесь на нас в Telegram