Почему внук Бялыницкого-Бирули на родине известного деда увидел лишь один шедевр со знакомым автографом?

Приёмный внук всемирно известного пейзажиста Витольда Бялыницкого-Бирули приехал на Родину предков. Потомок классика побывал в Национальном художественном музее и увидел лишь один шедевр с автографом деда. Хотя по каталогам их в музее около 500.
Почему внук Бялыницкого-Бирули на родине известного деда увидел лишь один шедевр со знакомым автографом?

Приёмный внук всемирно известного пейзажиста Витольда Бялыницкого-Бирули приехал на Родину предков. Потомок классика побывал в Национальном художественном музее и увидел лишь один шедевр с автографом деда. Хотя по каталогам их в музее около 500.

Илья Пейда (фамилия украинская, по отцу) на сегодняшний день – единственный наследник Бялыницкого-Бирули (от падчерицы во втором браке). Для классика пейзажа этот внук стал родным.

Илья Пейда, художник: «У меня оба деда погибли в лагерях. И бабушка, и мама были членами семьи врагов народа. Витольд Каэтанович в своё время, взяв под крыло, их спас. Вытащил из ссылки. Здесь, в этих залах, есть вечные вещи».

Например, пейзажи Левитана – учителя деда. В экспозиции Пейда насчитал 4. С автографом из детства – только «Зимний сон» в Атриуме музея. Но именно этот шедевр – этапный в карьере Бялыницкого-Бирули. Век назад – «бронза» на Всемирной выставке в Барселоне. Полотна Бялыницкого-Бирули без сомнений приобретают Третьяковская галерея и Государственный Русский музей.

Как-то в 1930-х на один московский вернисаж заглянул Хозяин – так в кулуарах Кремля называли Иосифа Сталина. Остановился у пейзажа родного Гори. Короткой репликой Сталина «очень похоже» автор работы – Бялыницкий-Бируля – был, по сути, освобождён от 58 расстрельной статьи.

Не стало Бирули в 1957 году – в год, когда в столице БССР открылось здание Художественного музея. Первыми публику встречали пейзажи Мастера. Сейчас в коллекции их около полутысячи: картины, эскизы, наброски.

Елена Шапошникова, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: «Есть работы 1920-х, 1930-х, 1940-х, 1950-х годов. Очень большое количество работ поступило от вдовы художника Елены Алексеевны».

Бабушка Пейда хранила наследие на знаменитой даче-мастерской «Чайка» под Тверью. Уже полгода «пейзажи настроения» (определение критиков) – в запасниках. Зал Бялыницкого-Бирули (таких, персональных, в музее лишь 3) занят земляком Шагалом до середины января.

Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «У гэтым годзе ў нас 140 гадоў з дня нараджэння Вітольда Каэтанавіча Бялыніцкага-Бірулі, 100 гадоў дачы «Чайка» і 30 гадоў нашаму філіялу – музею Бялыніцкага-Бірулі ў Магілёве. Мы паказалі яго работы ў 6 гарадах».

Недавно пейзажи вернулись из Гродно в фонды Национального художественного музея. Внук (дизайнер по образованию) займётся на малой Родине деда новой экспозицией музея Бялыницкого-Бирули. В Могилёве, как в новой культурной столице Беларуси, ожидают не только «Зимний сон».

Подписывайтесь на нас в Telegram