Непосредственное знакомство с делами на предприятиях, где идёт модернизация, Президент продолжил и на уходящей неделе, побывав на единственном в Беларуси и крупнейшем в СНГ Минском камвольном комбинате.
Лукашенко так был шокирован состоянием производства и условиями труда, что тут же уволил директора, а правительству вынес последнее предупреждение.
«Предприятие мы почти потеряли…» Такой диагноз на этой неделе минскому «Камволю» поставил первый зампред председателя Госконтроля Анфимов. Впрочем, пока ещё пациент скорее жив, чем мёртв. Искусственное дыхание поддерживают многочисленные кредиты – только с начала года задолженность перед банками выросла почти в 2 раза, а чистый убыток – до 10 миллиардов рублей. Надо сказать, что сегодня «Камволь» представляет собой жалкое зрелище. Не предприятие, а декорации к фильмам Стивена Кинга.
А ведь когда-то слава о комбинате гремела на весь Союз, а местные ткачихи позировали для знаменитых художников той эпохи. Так, например, для Сергея Селиханова – автора горельефа к монументу Победы в Минске и скульптуры «Непокорённый человек» в «Хатыни». Он посвятил камвольному комбинату целую серию работ.
Сегодня «заводские музы» кутаются в меховые жилеты, на ногах – валенки. Зимой температура в цехах – 3, в лучшем случае 5 градусов тепла.
Но прежде чем говорить о возрождении, Президент выясняет, кто и как довёл предприятие до состояния комы. Притом что, начиная с 2007 года, государство то и дело оказывало комбинату поддержку. В 2008 году здесь даже провели небольшое техперевооружение, но ситуацию это не спасло.
Цех за цехом Лукашенко внимательно изучает производственные площади. Строили завод в 50-х годах прошлого века, с размахом того времени – высокие потолки (до 13 метров, окна – в полтора человеческих роста). Планировка, конечно, специфическая: советские проектировщики явно не учитывали теплопотери. Но и их частично можно было бы избежать – законсервировав пустующие помещения или хотя бы застеклив окна. Некоторые цеха скорее напоминают музей или ещё хуже – кладбище станков, но никак не действующее производство. 95% оборудования на комбинате физически и морально устарело. Да что говорить! Когда-то камвольный комбинат выпускал 22 миллиона погонных метров ткани в год, сейчас – чуть больше миллиона.
Ноский и неброский – ткань Минского камвольного удачно вписывается в линейку универсальных костюмов фабрики «Коминтерн». На гомельском предприятии её хвалят. Конечно, пиджак класса «премиум» из неё не пошить, но самый высокий спрос как раз не на них, а на практичные повседневные модели. Цена такого костюма в рознице – около миллиона рублей. Но выпускать их в большем количестве – невозможно. Минский камвольный может удовлетворить только десятую часть заявок «Коминтерна».
Пётр Афонченко, генеральный директор предприятия «Коминтерн»: «Нам сырья отечественного недостаточно. Сырьё в основном мы, к сожалению, получаем, покупаем в Турции, Китае, Португалии, Италии. Больше двух с половиной миллионов денег мы отправили за пределы страны».
На директоре пиджак также производства «Коминтерн», правда, из дорогой импортной шерсти. Соответственно и цена вдвое выше. Он был бы дешевле, если бы его пошили из ткани белорусского производства, но на «Камволе» такие не ткут. Из-за чего теряют рынки сбыта и заказчиков.
За последние 20 лет семитысячный коллектив «Камволя» сократился в 7 раз. Однако такая оптимизация производства Президента не устраивает. Прямо на комбинате Лукашенко принимает кадровые решения – и по предприятию, и по концерну.
Новым директором «Камволя» назначен Виктор Гавриленко, он пришёл на предприятие летом на должность главного инженера, а до этого 28 лет проработал на Оршанском льнокомбинате, на котором сейчас также идёт модернизация и которое, как и «Камволь», ориентировано на местное сырье. Новому директору Президент даёт жёсткое поручение – к 2015 году комбинат должен быть модернизирован.
Вариантов модернизации – два. Правительство предлагает снести старые цеха, а на их месте построить новое предприятие, которое будет в три раза компактнее нынешнего и сможет производить 4 миллиона погонных метров ткани в год. Однако стоит такой проект около 200 миллионов евро. У Президента альтернативное предложение – сохранить конструкции и «подогнать» их под новое производство. Лукашенко не настаивает, но требует взвесить все аргументы. Параллельно с модернизацией Президент требует решать и сырьевой вопрос.
Сегодня в стране всего 50 тысяч овец, а надо как минимум полтора миллиона. Ещё весной Александр Лукашенко поручил правительству подготовить план развития овцеводства. Срок дал до сентября. Скоро Новый год, однако в Совмине с предложениями не спешат. Центром отечественного овцеводства должна стать Витебская область. Губернатор Косинец пообещал, что в регионе возведут 2 десятка ферм. Их уже начали проектировать.
По словам фермера Виктора Шаренды, овца – это не только шерсть, но и, прежде всего, 40-45 килограммов ценного мяса – оно не содержит холестерина и за него дают хорошую цену. Для разведения витебские фермеры выбрали «Романовскую» породу – за полтора года отара увеличилась втрое.
Виктор Шарендо, фермер (Витебский район): «Полностью оправдывается: можно разводить, можно работать. Перспективно очень. Баранина всегда в цене, я узнавал, в Германии самое дорогое мясо – это баранина, не свинина, не говядина, а баранина».
А вот заработать на овечьей шерсти пока не получается. Поэтому за её качеством здесь особо не следят, как, впрочем, и в других хозяйствах. Вот и выходит, что для изготовления валенок отечественное руно – недостаточно грубое, а для костюмов – недостаточно тонкое.
Виктор Шарендо, фермер (Витебский район): «Никому ничего не нужно: ни шерсть, ни шкура, всё это уходит в отходы».
Требование Президента ускорить развитие овцеводства и модернизацию камвольного комбината – не случайно. Сейчас эти отрасли активно возрождают наши партнёры по Таможенному союзу. И счёт не на годы, а на месяцы. Кто первый, тот и занял рынок. У «Беллегпрома», (а кто возглавит концерн, станет известно со дня на день) и мэра Минска осталась лишь неделя, чтобы внести предложения по дальнейшей судьбе «Камволя».
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram