Российская столица принимала сразу три саммита – к обсуждению интеграции в ОДКБ и ЕврАзЭС добавились и перспективы таможенной «тройки». Президент Беларуси принял участие в переговорах, по итогам которых удалось решить немало спорных вопросов.
Тройной саммит в Москве часто называют предновогодним, так как в календаре традиционно для этого предусмотрена вторая половина декабря. Хотя главы государств встречались недавно (всего 2 недели назад в Ашхабаде завершились переговоры лидеров стран СНГ), деловой график получился весьма насыщенным.
Александр Лукашенко, как и другие президенты, свою работу в Москве начал с переговоров в Организации Договора о коллективной безопасности. Год назад Беларусь передала председательство в военно-политическом блоке Казахстану. Но многие нынешние проекты – продолжение белорусских инициатив. От предложений по повышению международного статуса организации (уже есть договор между ОДКБ и ООН по поддержанию мира – также имеет смысл навести переговорные мосты с НАТО) до конкретных мер по оснащению коллективных сил оперативного реагирования новейшим вооружением и спецтехникой. К сожалению, отмечают президенты, мир не становится безопаснее и коллективную безопасность, будь то военная или информационная составляющая, необходимо поддерживать на высоком уровне.
Одной из главных тем саммита стала дилемма: останется ли Узбекистан в ОДКБ и лишь приостановит своё участие или выйдет из военно-политического блока совсем? Этим летом Ташкент решил взять самоотвод. Здесь, очевидно, и ответ, почему переговоры президентов в узком составе продолжались вдвое дольше запланированного времени. В итоге Узбекистан остался членом ОДКБ, но не будет принимать участие в развитии организации. Если говорить о возможном ущербе, то участники заявляют: на дееспособность это не повлияет – в активном составе остаются Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. На церемонию традиционного фотографирования Президенты вышли уже вшестером.
Также Россия инициировала вопрос об объединении систем противовоздушной обороны. Такой договор, а он среди прочего позволяет странам считаться стратегическими союзниками, уже есть у Беларуси и России. Присоединиться к дуэту рассчитывают, в первую очередь, Казахстан и Армения. Что касается организационных вопросов, выбран начальник объединённого штаба ОДКБ – им стал российский представитель генерал-лейтенант Александр Студеникин. Кроме того, Беларусь предложила провести на своей территории совместное учение «Запад-2013».
В развитии интеграционных объединений довольно чётко прослеживается принцип: чем уже круг участников, тем теснее сотрудничество. В пример можно привести проект Союзного государства, который называют позвоночником интеграции, или Таможенный союз, где стираются барьеры для передвижения людей, товаров, капиталов. В общем, заметны, конкретные результаты. В отличие, скажем, от СНГ (эту организацию сейчас рассматривают как дискуссионный клуб) или ЕврАзЭС.
К слову, ЕврАзЭС (саммит этой организации шёл вторым) специалисты рассматривают как уже выполнившую свою главную функцию: сформированы и действуют Таможенный союз и Единое экономическое пространство, которое объединяет Беларусь, Россию и Казахстан. Год назад Лукашенко, Путин и Назарбаев договорились сконцентрироваться уже на более «продвинутом» с точки зрения интеграции проекте – создании Евразийского экономического союза, который должен заработать через 2 года. Президенты шлифовали проект договора о его создании, где прописаны правила и принципы Союза. Для России это важный геополитический проект. Казахстан рассчитывает на новые рынки. Нашу страну в этом объединении интересуют принципы равенства и открывающиеся возможности: равнодоходные, т.е. одинаковые, цены на энергоресурсы, и в целом – единый доступ к услугам естественных монополий, таких как «Газпром» и железные дороги. Впрочем, лидеры тройки не скрывают: процесс создания Евразийского союза нуждается в ускорении.
Какими будут границы Евразийского союза, не смогут сказать даже эксперты. До недавнего времени кандидатом на присоединение к «интеграционной тройке» была Украина. В Кремле до последнего момента ожидали президента Януковича, но визит сорвался в последний момент, буквально вчера. О принципиальном стремлении вхождения в экономический союз не раз заявлял Кыргызстан. Не прочь присоединиться и Таджикистан. Но одного желания здесь мало. Унификация законодательств может занять годы.
Незапланированной, но ожидаемой стала двусторонняя встреча Лукашенко и Путина. Главными темами переговоров стала торговля, военно-техническое сотрудничество и, безусловно, энергетика. Ведь Минск и Москва пока не подвели к общему знаменателю нефтяной баланс на следующий год. В этом году Россия поставила в нашу страну почти 22 млн тонн нефти, на следующий предлагает более скромные объёмы – 18 млн. Беларусь рассчитывала на 23. Ведь полная загрузка наших перерабатывающих мощностей и получение качественных нефтепродуктов в интересах обеих стран. Судя по доброжелательному тону беседы, Президенты намерены решить этот вопрос.
События большой политики и глобальные экономические решения, несмотря на кажущуюся отстранённость, направлены на достижение простых и понятных целей. Создание Евразийского экономического союза, например, позволит Беларуси увеличить экспорт, откроет новые рынки, что скажется на налоговых поступлениях в бюджет, создаст новые рабочие места и отразится на зарплатах.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Тройной саммит в Москве часто называют предновогодним, так как в календаре традиционно для этого предусмотрена вторая половина декабря. Хотя главы государств встречались недавно (всего 2 недели назад в Ашхабаде завершились переговоры лидеров стран СНГ), деловой график получился весьма насыщенным.
Александр Лукашенко, как и другие президенты, свою работу в Москве начал с переговоров в Организации Договора о коллективной безопасности. Год назад Беларусь передала председательство в военно-политическом блоке Казахстану. Но многие нынешние проекты – продолжение белорусских инициатив. От предложений по повышению международного статуса организации (уже есть договор между ОДКБ и ООН по поддержанию мира – также имеет смысл навести переговорные мосты с НАТО) до конкретных мер по оснащению коллективных сил оперативного реагирования новейшим вооружением и спецтехникой. К сожалению, отмечают президенты, мир не становится безопаснее и коллективную безопасность, будь то военная или информационная составляющая, необходимо поддерживать на высоком уровне.
Одной из главных тем саммита стала дилемма: останется ли Узбекистан в ОДКБ и лишь приостановит своё участие или выйдет из военно-политического блока совсем? Этим летом Ташкент решил взять самоотвод. Здесь, очевидно, и ответ, почему переговоры президентов в узком составе продолжались вдвое дольше запланированного времени. В итоге Узбекистан остался членом ОДКБ, но не будет принимать участие в развитии организации. Если говорить о возможном ущербе, то участники заявляют: на дееспособность это не повлияет – в активном составе остаются Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. На церемонию традиционного фотографирования Президенты вышли уже вшестером.
Также Россия инициировала вопрос об объединении систем противовоздушной обороны. Такой договор, а он среди прочего позволяет странам считаться стратегическими союзниками, уже есть у Беларуси и России. Присоединиться к дуэту рассчитывают, в первую очередь, Казахстан и Армения. Что касается организационных вопросов, выбран начальник объединённого штаба ОДКБ – им стал российский представитель генерал-лейтенант Александр Студеникин. Кроме того, Беларусь предложила провести на своей территории совместное учение «Запад-2013».
В развитии интеграционных объединений довольно чётко прослеживается принцип: чем уже круг участников, тем теснее сотрудничество. В пример можно привести проект Союзного государства, который называют позвоночником интеграции, или Таможенный союз, где стираются барьеры для передвижения людей, товаров, капиталов. В общем, заметны, конкретные результаты. В отличие, скажем, от СНГ (эту организацию сейчас рассматривают как дискуссионный клуб) или ЕврАзЭС.
К слову, ЕврАзЭС (саммит этой организации шёл вторым) специалисты рассматривают как уже выполнившую свою главную функцию: сформированы и действуют Таможенный союз и Единое экономическое пространство, которое объединяет Беларусь, Россию и Казахстан. Год назад Лукашенко, Путин и Назарбаев договорились сконцентрироваться уже на более «продвинутом» с точки зрения интеграции проекте – создании Евразийского экономического союза, который должен заработать через 2 года. Президенты шлифовали проект договора о его создании, где прописаны правила и принципы Союза. Для России это важный геополитический проект. Казахстан рассчитывает на новые рынки. Нашу страну в этом объединении интересуют принципы равенства и открывающиеся возможности: равнодоходные, т.е. одинаковые, цены на энергоресурсы, и в целом – единый доступ к услугам естественных монополий, таких как «Газпром» и железные дороги. Впрочем, лидеры тройки не скрывают: процесс создания Евразийского союза нуждается в ускорении.
Какими будут границы Евразийского союза, не смогут сказать даже эксперты. До недавнего времени кандидатом на присоединение к «интеграционной тройке» была Украина. В Кремле до последнего момента ожидали президента Януковича, но визит сорвался в последний момент, буквально вчера. О принципиальном стремлении вхождения в экономический союз не раз заявлял Кыргызстан. Не прочь присоединиться и Таджикистан. Но одного желания здесь мало. Унификация законодательств может занять годы.
Незапланированной, но ожидаемой стала двусторонняя встреча Лукашенко и Путина. Главными темами переговоров стала торговля, военно-техническое сотрудничество и, безусловно, энергетика. Ведь Минск и Москва пока не подвели к общему знаменателю нефтяной баланс на следующий год. В этом году Россия поставила в нашу страну почти 22 млн тонн нефти, на следующий предлагает более скромные объёмы – 18 млн. Беларусь рассчитывала на 23. Ведь полная загрузка наших перерабатывающих мощностей и получение качественных нефтепродуктов в интересах обеих стран. Судя по доброжелательному тону беседы, Президенты намерены решить этот вопрос.
События большой политики и глобальные экономические решения, несмотря на кажущуюся отстранённость, направлены на достижение простых и понятных целей. Создание Евразийского экономического союза, например, позволит Беларуси увеличить экспорт, откроет новые рынки, что скажется на налоговых поступлениях в бюджет, создаст новые рабочие места и отразится на зарплатах.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram