Любопытно, но на уходящей неделе президент США Барак Обама тоже побывал в рабочей поездке. В Детройте. По местам американской автомобильной славы. Увы, былой. Несмотря на красивую картинку, показанную президенту, город американской мечты на грани того, чт
Город-призрак
Любопытно, но на уходящей неделе президент США Барак Обама тоже побывал в рабочей поездке. В Детройте. По местам американской автомобильной славы. Увы, былой. Несмотря на красивую картинку, показанную президенту, город американской мечты на грани того, чтобы вообще исчезнуть с карты.

Детройт, север США, штат Мичиган. Расположен в юго-восточном углу штата, на реке Детройт, на границе с Канадой. Население – немногим более 700 тысяч человек, с пригородами – почти четыре с половиной миллиона. Здесь расположены штаб-квартиры General Motors, Ford и Chrysler.

Мало кто об этом помнит, но Детройт – побратим Минска. И, пожалуй, именно этот побратим сегодня испытывает самые серьёзные проблемы.

Голливуд должен переехать в Детройт. Лучших декораций для блокбастеров о погибающей Америке не придумать. Бесплатный съёмочный павильон на каждом углу. Частный сектор заброшен. Небоскрёбы в деловом центре пустуют. Даже на бывшем административном здании графства Уэйн, куда относится Детройт, замок – великолепный дворец выставлен на продажу. Похоже, его ждёт та же участь, что постигла центральный вокзал. Последний поезд с этой станции ушёл в январе 1988 года. С тех пор дом – бездомный.

Тони Картер, агент по продаже недвижимости: «Этот дом сейчас стоит $50. Тысячами уже никто не считает. Цена в сотни долларов и ниже – обычное дело».

В 60-е Детройт называли «Парижем Запада». Он считался примером для всей Америки. Всё лучшее, что к тому времени было наработано на американской земле, находило воплощение здесь. Теперь «Мотор-сити» – ещё один поэтический псевдоним Детройта из далекого прошлого – город-призрак.

«Если любишь ты комфорт, покупай машину Ford! Этот нехитрый лозунг, появившийся в 90-е годы, отражает представление большинства из нас о том, что американская машина и американская мечта, – в принципе, одно и то же. Считали так и в столице американского автопрома. General Motors, Ford и Chrysler были тремя китами, на которых держалась экономика страны. Потом на рынке появились японские машинки. Затем грянул мировой кризис. Автогиганты стали разваливаться на глазах.

Тысячи высококлассных конструкторов, инженеров, механиков, рабочих оказались на улице. Реанимировать автомобильную индустрию для руководства страны – задача №1. Умирающий «Мотор-сити» на этой неделе посетил сам президент. Заводские цеха, работающие конвейеры, трудовой порыв рабочих... Картинку Президенту показали красивую. На самом деле сейчас лишь десятая часть трудоспособного населения Детройта имеет работу.

Барак Обама, президент США: «Мичиган, где работники играют огромную роль в возрождении автопрома, укрепляет средний класс. Вся Америка в итоге становится сильнее. На Капитолийском холме сенаторы и конгрессмены это должны видеть. И помогать».

Помощь пока запаздывает. По уровню преступности Детройт – на первом месте в стране: многие старшеклассники учёбу заканчивают в тюрьме. По успеваемости – на последнем: недавний тест по математике для 4-х классов сдали только 3% учеников. Наихудший показатель в США за всю историю».

Запустение во всем. В том числе и в общении с внешним миром: когда-то Детройт считался городом-побратимом Минска. Друг к другу в гости ездили делегации, обменивались студентами, подарками, улыбками. Теперь об этом никто не помнит. В мэрии вообще заявили – первый раз слышим. Даже разговаривать не захотели. Из десяти опрошенных прохожих только один «что-то такое слышал».

Президент улетел. Но обещал вернуться. В Детройте ему предстоит решить ещё одну проблему: не дать городу исчезнуть с карты США. Если до конца года Детройт не погасит долг в $12 миллиардов, власти штата Мичиган обещают его расформировать, а территорию банкрота разделить между соседними населёнными пунктами. В истории Детройта – самый серьёзный момент за всю его историю – стать легендой или начать Ренессанс?

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram