Лён, ты мой, опавший…

В каждом белорусском доме найдутся льняные вещи. Веточки льна украшают герб нашей страны. Лён издревле одевал и кормил белорусский народ. Льноводство приносило солидную прибыль. В валюте.

В каждом белорусском доме найдутся льняные вещи. Веточки льна украшают герб нашей страны. Лён издревле одевал и кормил белорусский народ. Льноводство приносило солидную прибыль. В валюте.

Но сегодня отрасль переживает не лучшие времена. Льнозаводы в долгах как в шелках. Но трудности преодолимы, – уверены большой любитель льняной одежды Президент Лукашенко и модельеры-дизайнеры, работающие с белорусским льном. Причём не только в нашей стране.

Страна под снегом, а дизайнеры уже создают одежду для лета. Белорусский центр моды хранит верность самому национальному виду текстиля не только из чувства национальной гордости. «Галерея льна» – так называется новая коллекция, показ которой прошёл поздней осенью, а на вешалках в фирменном магазине осталась лишь пара моделей. Пора отшивать новые. Ничего удивительного – краски, новая фактура – на всё это покупатель находится быстро. Ткани для своих коллекций Центр моды закупает у Оршанского льнокомбината. Правда, для полёта фантазии модельерам всё же не хватает выбора. Чаще идеи приходится подгонять под материал, а хотелось бы наоборот. Да и качество тканей оставляет желать лучшего.

Эльвира Жвикова, главный художественный руководитель Белорусского центра моды: «Есть интересные разработки и предложения, но до сих пор нет льна с лайкрой, как шифон, но прочный, за растяжки нас постоянно бракуют покупатели и технологические службы. Есть набивной лен, но хотелось бы увидеть и более европейского качества этот текстиль».

В отличие от Центра моды, где коллекции не повторяются и дизайнеры знают своего покупателя, предприятия массового пошива «грешат» простотой, доходящей до отсутствия вкуса. В этом магазине в центре Минска глазу не за что зацепиться: ни цветом, ни моделью более чем скромный ряд не привлекает.

Нина Демьянчик, продавец-консультант: «Сейчас у нас не сезон, поэтому небольшой ассортимент. Дизайн, конечно, хотелось бы лучше, но вот всем нравится покупателям и нам, продавцам, слонимская фабрика, у них обновляются модели, видно, что работают с товаром».

С изделиями для домашнего интерьера как-то веселее – с узорами, окантовкой, вышивкой – машинной и даже ручной. И всё бы ничего, но отпугнуть покупателя могут разве что цены. Доступным такое бельё точно не назовёшь: по сравнению с хлопком стоимость в 3-4 раза выше.

Нина Демьянчик, продавец-консультант: «Для нашего покупателя, возможно, это высокие цены. Иностранцам очень нравится наш лён. Кто приезжает – они в восторге».

Из белорусов же покупают самые практичные. У льна – повышенная прочность и длительный срок службы.

Людмила Лаптёнок, покупатель: «Сейчас покупаю своей сватье в подарок в Москву. Это же наш национальный продукт. Мы его поддерживаем. Это же вообще самое экологически чистое бельё, это же вообще супер».

В конце 80-х каждая четвёртая тонна льноволокна в бывшем СССР и каждая десятая в мире имела белорусские корни. Неспроста на гербе страны – цветки льна. Впрочем, в большинстве своём страна больше производила лён с коротким волокном, не долгунец. Из исконно белорусского льна выходили отличная мешковина, грубое льняное полотно – традиционные рубахи, полотенца-рушники, которым сноса не было, бесшовные юбки-андараки бабушки передавали внучкам, а ещё скатерти-абрусы и вышитые покрывала. Тонкие льняные рубахи для высшего света привозили из других стран. Так было… Но время и отсутствие границ для товаров приучили нас к более тонкой «заморской» фактуре. Поэтому к середине 90-х наш экологичный, но грубый лён в мире практически перестали покупать. И именно тогда отрасль скатилась в кризис. В 1998 году по настоянию Президента приняли программу «Лён». И за эти годы Лукашенко периодически возвращался к «льняному» вопросу.

Правда, о рентабельности этой отрасли – даже 15 лет спустя – говорить рано. Даже при хорошем урожае производство льна остаётся убыточным для хозяйств. Выращивать лён – дело затратное: ежегодно приходится закупать элитные семена, дорогостоящие удобрения и химзащиту. Для развития льняной промышленности определены сырьевые зоны. Это все регионы, кроме юга Брестской и Гомельской областей, где климат и почва не на пользу культуре. Никто не спорит – определённые достижения есть. По объемам выращивания волокна в прошлом году Беларусь вошла в мировую пятёрку крупнейших производителей. Но количество – это ещё не качество.

Законодателями «льняной» моды – от посева на поле до посадки на фигуре – являются французы. Именно их несколько лет назад пытались привлечь к кооперации наши хозяйства. В 2010 году провели эксперимент: засеяли одно поле французскими семенами и возделывали по зарубежной технологии. На выходе оказалось, что французский лён на белорусской земле дал такую же урожайность, как в самой Франции. Белорусский – меньше, но… по качеству – неожиданно лучше. Зарубежная технология оказалась не адаптирована под особенности почвы и климата в Беларуси. Чистоту эксперимента оставим на совести экспериментаторов. Тем не менее, определённые выводы они сделали: не отбрасывая зарубежные наработки – развивать своё. Вопрос – как? Если для отчёта, в том числе и перед Президентом, – перспективного результата не дождаться.

Александр Лукашенко: «Урожайность должна быть 12 ц/га льноволокна и 6 ц/га льносемян. Для этого всё есть, в том числе техника. Не хватает только внимания ко льну. Поэтому лён мы должны вырастить. В противном случае, зачем мы затевали всю эту модернизацию?»

Леонид Заяц, министр сельского хозяйства и продовольствия: «В стране есть возможности и резервы для повышения эффективности работы льняной отрасли. Для этого в первую очередь необходимо добиться чёткого соблюдения всех технологических процессов, начиная от уборки, которую следует проводить в гораздо более сжатые сроки».

Но после уборки лён нужно переработать. В нашей стране этим занимаются 35 предприятий. Примерно половина оборудования на них давно устарела. И то, что они могут дать на выходе, ещё нужно продать себе не в убыток. К 2015 году по программе модернизации должны заработать 18 высокотехнологичных предприятий по переработке длинного (оно считается более качественным и его у нас не хватает) и короткого льноволокна. Четыре новые линии уже установлены на Дубровенском, Дворецком, Пружанском и Шкловском льнозаводах. Теперь задача – загрузить производство на полную мощность, пока же оно работает вполсилы.

Оршанский льнокомбинат – ключевое предприятие отрасли, сюда для производства тканей везут лён со всей страны. Сейчас здесь полным ходом идёт модернизация, строят новые цеха, закупают современное оборудование. Полностью фабрика преобразится к 2015 году. Но государственная поддержка не безвозмездна, Президент требует не только вовремя завершить модернизацию, но и углубить переработку сырья, то есть зарабатывать на добавленной стоимости, на готовых изделиях.

Людмила Тяглова, заместитель председателя концерна «Беллегпром»: «Это новое оборудование, новые красители, нанесение рисунка. Вот говорят, лён – мнется, а в Европе это показатель натуральности, но наш покупатель хочет, чтобы костюм не мялся, и мы с этой проблемой справились».

В месяц на Оршанском предприятии выпускают полтора миллиона метров ткани. С этого года запустили производство махровых полотенец. 12 штук в минуту – это мощность нового станка, он заменил труд сразу 25 швей.

Игорь Ещенко, начальник управления развития ассортимента Оршанского льнокомбината: «Это оборудование XXI века, это будущее предприятия, это будущее текстильной отрасли, это касается и ткацкого оборудования, и мотального, которое мы покупаем, мы покупаем современное мирового уровня».

За последние годы предприятие удвоило экспорт. В списке покупателей белорусского льна – компании из 39 стран, Россия и Украина – традиционно основные рынки сбыта. И всё же пока для производства ткани экстра-класса – предназначенной для одежды – четверть объёмов волокна Оршанский комбинат закупает за границей.

Владимир Нестеренко, генеральный директор Оршанского льнокомбината: «Всё-таки сырье высокого номера, или высокого качества, оно всё более технологично в производстве: меньше отходов, больше выход готовой продукции, более высокая производительность и можно получить более качественную продукцию».

На ежегодную текстильную выставку во Франкфурт повезут продукцию, сшитую из отечественного льна. Новую коллекцию «Барышня-крестьянка» европейский покупатель увидит в январе.

Модельер Наталья Гайджари – обладатель многочисленных наград. Сегодня она разрывается между Полоцком (здесь производство) и Москвой (там фирменный магазин). Её одежду носят известные артисты. Последние пять лет она разрабатывает и шьёт исключительно изо льна. Нынешняя коллекция – для зимы! Без меха, конечно, изделия не обходятся. Товар штучный, дублёнки и пальто – только под заказ. В этом небольшом цехе в месяц выпускают от 30 до 500 изделий.

Наталия Гайдаржи, модельер: «Это то, что носили наши предки, мы ничего нового не придумали, предки носили лён и шерсть, то же самое сделали мы».

Все ткани для своих изделий закупают у одного производителя – Оршанского льнокомбината. Сейчас, признаётся модельер, всё реже приходиться «дорабатывать» ткани, раньше их часто кипятили, придавали особые свойства, теперь разве что специально помнут.

Наталия Гайдаржи, модельер: «Сейчас в связи с тем, что переоборудовали комбинат, очень интересные ткани появились, принты, можно заказать то, что тебе нужно, заказать мой рисунок и под мой рисунок, делают ткани стали обрабатывать каким-то раствором, они мало усадочные, практически не мнутся».

Говорят, требования ко льну – чтоб не мялся – исключительно у белорусских покупателей старшего возраста, хорошо помнящих времена кримплена. Дескать, у европейца другие предпочтения. В одной из престижных британских школ дизайна и моды Нью-Портского университета для создания своих дипломных коллекций студенты используют белорусскую материю. Дружба с Оршанским комбинатом началась 4 года назад, когда образцы тканей впервые показали в Англии. Тогда коллекция вечерних платьев произвела на знатоков моды настоящий фурор.

Пенни Чармен, представитель администрации Нью-Портского университета (Великобритания): «Ребята были так рады, впервые увидев ваш лён, он даёт такие возможности для творчества, что наши студенты прямо схватились за него. И вы видите, что из этого получается!»

Белоснежная коллекция прет-а-порте – готовой одежды из белорусского льна – стала визитной карточкой сразу двух молодых британских авторов.

Алекс Чард, студент Нью-Портского университета (Великобритания): «Великолепное качество ткани! Я сразу это увидел, так как давно работаю со льном! Белорусский лён совсем другой, он позволяет реализовать все идеи, у нас ведь тоже есть свой, английский, но он гораздо хуже».

Элиз Шон, студентка Нью-Портского университета (Великобритания): «Этот лён прямо играет на фигуре. Изумительная текстура! Хочется носить и носить!»

Впрочем, не стоит обольщаться подобными отзывами. Истина в том, что зарубежные дизайнеры часто относятся к нашему материалу, как к некой экзотике, для пошива эксклюзивных изделий, фишка которых и в определённой грубости ткани, и в способности мяться. У массового потребителя другие критерии. Да, льняные брюки мнутся, будь они белорусские или итальянские. Но, простите, на третий день у них не должны отвисать колени. У итальянских не отвисают. А у наших, увы… Добавьте к качеству материала непонятные лекала, строчку, технологичность изделия… Вот и причины, почему по отношению к своему льну белорусский потребитель часто заранее настроен негативно. Порой складывается впечатление, что и льнопереработка, и пошив предлагают товар людям, которые вообще ничего в жизни не видели и в своём восприятии качества как такового застряли где-то в середине прошлого века. Вот когда дело касается каких-то технических вещей, здесь мы демонстрируем свои способности куда более эффектно. Недавно, например, россияне выпустили пробную партию ваты для медицинских целей – из белорусского льна. Изучив продукт, Оршанский комбинат внёс свои коррективы и тоже выпустил вату – улучшенного качества.

Льняной рынок сейчас стремительно развивается. Спрос большой, предложений не хватает. По прежнему треть общемировой площади посевов принадлежит Франции, Голландии, Бельгии и Китаю, причём именно Китай в последние годы в полтора раза увеличил производство льняных тканей, выйдя на первое место по экспорту. Не дремлют и в других странах – есть программа «Скандинавский лен» и даже «Южноафриканский лён». И то, какое место удержит Беларусь на этом рынке, зависит от того, сумеет ли отрасль завершить модернизацию быстро, но при этом кропотливо и вдумчиво. Не отказываться же, в самом деле, от нашей школы возделывания льна и производства тканей! Ведь каким бы современным ни было оборудование, при некондиционном местном сырье готовый товар останется на полках. Если же делать ставку на сырьё импортное, то и в модернизации перерабатывающей отрасли нет никакого смысла. Задача непростая, но решение без вариантов: стране нужен качественный лён. Но если подходить к этому без заинтересованности, ждать, когда появится какой-то менеджер и погонит предприятие или отрасль в светлое будущее – ничего путёвого не вырастет, не сошьется и носиться не будет.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram