Оказывается, ответ на этот вопрос знает каждый литовец. Причём без малого 500 лет. Шедевры традиционного для соседей искусства украшения крестов доставили в Беларусь впервые. И впервые выставку принял так называемый Стеклянный зал Несвижского замка.
Народные мастера оставили потомкам кресты без авторства, но с датами – чертой, характерной лишь для Малой Литвы (земли, пограничной с Латвией). В Музее Рокишского края таких оберегов более 80. Их форма, как предполагают учёные, не что иное, как модель сторон света. А ещё – символ солнца, языческий.
Она Мацкявичёне, заведующая отделом истории Музея Рокишского края (Литва): «Самый старый в нашей коллекции, датируется 1741 годом. Знаете, такие кресты стояли не только около усадеб, но и на кладбищах. И теперь молодёжь спрашивает, зачем мёртвым флюгера».
Знаки железные в гостевой экспозиции дополняют деревянные распятия. Не менее загадочные. Так, до сих пор не ясно: почему части у креста не равные? В центре экспозиции – Бог, барочный образ XVIII века. Его спасли в ту самую «эпоху атеизма» из одной святыни Рокишского края.
Святой Викентий с чёртом – сюжет в христианстве достаточно редкий. Но и в Несвиже была такая скульптура – в придорожной часовне, возведённой в память о жертвах чумы XVII века и разрушенной в 1957 году.
Разрушение грозило и этим шедеврам. Часть скульптур поразил шашель. В музее «Пиеты» обработали спецсоставами. К слову, в Литве российской проблемы, мол, верните церкви «Троицу» Рублёва из Третьяковки, нет.
Ниёле Шнёкене, директор Музея Рокишского края (Литва): «Конечно, теперь уже редко попадают такие вещи в музей, но всё-таки попадают. Получили такой крест железный недавно. Его принёс один старик из деревни».
В Несвиже экспозицию дополнили образцами национального искусства. Когда-то Беларусь и Литва были одной страной – ВКЛ. Традиции схожи: что-то взяли из фондов музея-заповедника, что-то из частной коллекции. Говорят, что этого святого подобрал классик, Владимир Короткевич.
Сергей Климов, директор Национального музея-заповедника «Несвиж»: «Этот зал, он находится в исторической части замка, в Арсенале. К XX веку он утерял интерьеры – здесь только исторические стены и оконные проёмы. Эти стеклянные потомки намекают, что мы находимся в замке».
Около 140 метров. Зал, названный за дизайн «стеклянным», открыли впервые. Традиции литовского «крииждербисте» под этими прозрачными сводами – вплоть до весны.
Подписывайтесь на нас в Telegram