Девятнадцатилетняя жительница Светлогорска закопала в снегу своего годовалого ребёнка. Только чудом мальчик остался жив. Благо, всю эту дикую картину случайно увидели в окно посторонние люди.
Ещё одному годовалому мальчику и его трёхлетней сестре из Солигорска никто, увы, помочь не смог. Детей нашли утонувшими в ванной. Мать двоих погибших детей бесследно исчезла. Её объявили в розыск. Следователи своих подозрений не афишируют, они выясняют причины трагедии. Хотя общественное мнение не исключает причастности к произошедшему самой матери. Почему умирают те, кто ещё толком и жить-то не начинал? Более того, умирают от рук самого близкого и родного человека! И если детали солигорской трагедии ещё предстоит выяснить, то некоторые подробности сравнительно недавнего минского случая известны. Мать сначала выбросила с 9 этажа семилетнего сына, а затем с двухлетним ребёнком сама сделала роковой шаг. При этом соседи характеризуют погибшую как человека спокойного и приветливого. По основной версии, женщина совершила чудовищный поступок из-за послеродовой депрессии. Кстати, эту же причину называет и несостоявшаяся детоубийца из Светлогорска.
Старшее поколение укоризненно вздыхает: такого не было даже в тяжёлые послевоенные годы, когда корку хлеба делили на восьмерых. Да, в то время маленькие белорусы гибли, подрываясь на минах, а сегодня минным полем может оказаться собственная семья. И хотя мы начали со случаев из жизни Беларуси, за рубежом ситуация более настораживающая.
Детоубийство – бич Западной Европы. Британская общественность негодует: в благополучной стране в год убивают десятки детей. Большинство сценариев похожи: прекрасная семья, любящие родители, ангелочки-дети и всеобщее благоденствие. Пока в один прекрасный день малыша не отправляют на тот свет самые близкие ему люди. Эндрю Копленд, 56-летний художник из Гемпшира, застрелил четырёхлетнюю дочку Мейси и жену. Таких отцов соседи обычно описывают как идеальных. На суде выяснилось, что он, оказывается, всю жизнь был женоненавистником. Британский мультимиллионер Кристофер Фостер, переживая финансовые проблемы, однажды взял и застрелил свою жену Джилл и пятнадцатилетнюю дочь Кристи, а затем поджёг свой шикарный особняк. Недавно приехавшая в Евросоюз на постоянное жительство мусульманка убила своего сына якобы за то, что он плохо учил Коран. Бьют тревогу и в России. В Подмосковье мать выбросила с 15 этажа двоих сыновей. На допросе женщина объяснила ужасный поступок тремя словами: «Они мне надоели». Ещё одна жуткая история шокировала даже опытных следователей. В Брянске пропала девятимесячная Аня Шкапцова. Её мать заявила: оставила коляску на улице, чтобы купить корм для кота в магазине, а когда вернулась, ребёнок исчез. Две недели девочку искали тысячи добровольцев, пока не выяснилось, что малышка стала жертвой собственных родителей. Во время ссоры с женой Аню ударил отец. Потом ребёнок сутки умирал на балконе при минусовой температуре. Ну, а после смерти Ани её мама помогала инициировать похищение – ходила перед соседями с пустой коляской. Она же посоветовала сожителю избавиться от главной улики – сжечь тело ребёнка.
Но чаще всего нерадивые матери выбрасывают новорождённых на улице. Если этого никто не заметит, дети умирают. А ведь уже есть ноу-хау, которое может предотвратить трагедию – так называемый «беби-бокс» для подброшенных младенцев. Эдакая альтернатива мусорным ящикам, куда зачастую просто бросают новорождённых. Эти контейнеры устанавливают рядом с женскими консультациями, больницами или роддомами. Камер наблюдения здесь нет, и даже если женщину кто-то увидит, предъявить ей ничего не смогут. Подобное практикуют в большинстве из соседних с Беларусью стран. Схема работы везде одинакова: мать может положить ребёнка в открывающееся окно, на раздумье будет ровно минута. После этого ящик закроется, и почти сразу персонал медицинского учреждения получит сигнал.
В этом году в российские «беби-боксы» положили троих малышей. Немного, конечно, но организаторы проекта довольны – есть 3 спасённые жизни. А в Латвии, где к «беби-ящикам» уже привыкли, таким образом на госпопечение за год попадают около 15 детей.
Гость в студии – психолог научно-практического центра «Мать и дитя» Елена Зеневич.
Установлены ли в нашей стране такие «беби-боксы»? Каким ещё образом можно остановить детоубийство? Можно ли заранее по каким-то признакам определить, что родители настроены к ребёнку враждебно и может произойти что-то непоправимое? Что ещё можно сделать, чтобы обезопасить детей? Кто это должен делать?
Ответы на эти и другие вопросы – в видеоверсии «Темы дня».
Конечно, если дети и гибнут, то далеко не только от рук родителей. Пожары, аварии, травмы… Государство вкладывает огромные деньги в родильные дома и детские больницы. Младенческая смертность детей до 6 месяцев у нас снизилась до уровня ведущих европейских стран.
Статистика смертности детей до 5 лет. Самые безопасные в этом отношении страны – Исландия, Сингапур и Япония. В первой тридцатке – большинство европейских государств. Беларусь – на 54 месте, среди 195 стран. В сравнении с Россией, Украиной и Казахстаном это неплохой показатель. Но ведь каждая ступенька этого рейтинга – десятки детских жизней.
Пока готовилась эта программа, в Шумилинском районе заживо сгорел годовалый ребёнок. Его мать появилась в комнате, когда детская кроватка уже была объята пламенем. Это значит, что даже беспечность взрослых может иметь непоправимые последствия.
Подписывайтесь на нас в Telegram