Тема дня: «Снежная экономика»

Тема дня: «Снежная экономика»

Мэр Минска предложил отправить на уборку снега бомжей и пьяниц. Прошлой зимой минские улицы уже чистили проститутки, отправленные на принудительные работы. Город застыл в пробках, и власти ищут новые варианты борьбы с как всегда неожиданно нагрянувшей зимой.

Если главные проспекты уже привели в порядок, то на второстепенных дорогах буксующие в снежной каше водители на чём свет клянут дорожников. Хотя «Белавтодор» не раз объяснял – в уборке есть конкретный график. Первостепенная задача коммунальщиков – расчистить международные трассы (это первая категория дорог, сюда попадают трассы, соединяющие Минск и областные центры, дорога М2, ведущая в аэропорт, и Минская кольцевая). Здесь снег должен быть убран не позднее чем через четыре часа после снегопада. Дальше по списку – дороги, соединяющие областные и районные центры, подъезды к пограничным пунктам, – они должны быть чистыми через шесть часов. Восемь часов дают на уборку дорог между районными центрами, все остальные местные дороги – улицы, дворы, переулки – убираются исходя из ситуации, но не позже чем через 12 часов после снегопада. Что касается дворов, то эта норма зачастую не может быть выполнена даже теоретически – спасибо проектировщикам наших парковок. Из-за брошенных с двух сторон дороги машин к дому даже пройти сложно, а не то что проехать спецтехнике.

Не на последнем месте и финансовый вопрос. Дорогостоящие снегоуборочные машины, зарплата рабочим, топливо. Даже в северных европейских странах, которые привыкли к обильным снегопадам и постоянно работают над снижением расходов на очистку улиц, пока не получилось найти экономное решение проблемы. Убрать километр дороги в Норвегии стоит рекордные €4000, в Швеции – €1400, приблизительно столько же в Исландии – €1200, финнам «чистый» километр обойдётся в €1000, белорусы тратят на уборку километра €400. Если учесть, что общая протяжённость дорог в Беларуси 83 тысячи километров и очистить их нужно не один раз за сезон, итоговая сумма получается фантастическая.

Кстати, экстренное совещание по уборке снега провели не только в Минском горисполкоме. На оперативное заседание собралась Рижская Дума. В Латвии из-за снегопада была сложная обстановка практически на всех дорогах республики. Только до полудня сообщалось о 40 авариях в Рижском районе.

Виктор Макеев, главный инженер Транспортного департамента Рижской думы: «Есть субподрядческие бригады, начинаем работу. Главное внимание – мостам и центру».

Бюджет на уборку снега Рижская Дума формирует, исходя из опыта предыдущих лет. Так, на этот декабрь он был запланирован в размере $7 млн, но при интенсивном снегопаде тратится порядка $200 тысяч в день, и тогда средств не хватает. По запросу транспортного департамента Дума выделяет дополнительные деньги. В Риге работают 44 единицы снегоуборочной техники. Но основной метод уборки снега – обработка улиц химическими реагентами. Они растворяют снег до каши, которая постепенно уходит в стоки. Тем самым нет необходимости снег вывозить. Также во многом городские власти рассчитывают на сознательность рижан, которые сами очистят свои дворы и прилегающие к ним улицы от снега.

Основная нагрузка в кризисных ситуациях ложится на субподрядчиков, с которыми Рижская Дума заключила договор на уборку улиц столицы. Именно они и будут отвечать на претензии рижан и отчитываться перед городской администрацией. А с 12 декабря любой желающий на специальном сайте, не выходя из дома, сможет отследить, как убираются от снега улицы в Риге, общая протяжённость которых равна расстоянию от Риги до Праги – это около 1500 км.

Вообще европейские страны решают снежную проблему по-разному. Если на Балканах с мягким климатом снегопад – уже чрезвычайное положение и застрявших водителей собирают на бронетранспортёрах, то в Германии коммунальщикам активно помогают сами жители. Это закон. Все хозяева домовладений обязаны убирать снег вокруг своих жилищ в соответствии с определённой схемой и графиком. А если плохо убрали и кто-то из прохожих поскользнётся и сломает руку или повредит машину, то владельца дома ожидает серьёзный штраф. В небольших немецких городках все владельцы внедорожников стоят на учёте и, если начинается снегопад, призываются мощной сиреной в мэрию города, где им на джипы навешивают специальное оборудование и отправляют чистить дороги. Это считается делом добровольным, но откликнувшимся водителям прилично платят из местной казны. Белорусов самих откапываться из снега пока законодательно не заставляют, да и с теми, кто решил прибраться добровольно, бывают курьёзы. Это любительское видео (см. видео – прим. ред.) в прошлом снежном сезоне взорвало Байнет. Житель Гомеля вместе с отцом-пенсионером чистил тротуар возле дома. Сотрудники ГАИ потребовали прекратить уборку, так как снег падает на дорогу. Возникла перепалка, которая переросла в рукопашную. В итоге нарушителя снежного покрова скрутили. Его жена потеряла сознание.

Снежного нарушителя привлекли сразу по трём статьям: невыполнение требования должностных лиц, хулиганство по отношению к сотрудникам милиции и собственно загромождение проезжей части. Будет ли этот человек когда-нибудь убирать снег? Вопрос риторический. Но всё же есть дворы, где жильцы сами пытаются справиться с ситуацией. Легче всего на такие разовые уборки соглашается молодёжь.

А вот на другом конце земли, в Японии, ставку, как водится, делают на современную технику. После рекордных снегопадов в горной местности, в сравнении с которыми белорусский снег выглядит как небольшой иней, специальные машины буквально прорывают тоннель в снежной толще. Техника не сбивается с пути – вдоль дороги установлены специальные вышки с радиопередатчиками. Кстати, бороться со снегом новыми технологиями пытались и в Минске. В начале года взяли в аренду канадскую снегоплавильную машину. Она перерабатывает 60 тон снега в час и сливает воду в канализацию прямо на месте. Тогда как обычным самосвалам приходиться преодолевать десятки километров до ближайшего полигона. Но закупать машины-снегоплавы коммунальщики не стали – за 8-часовую смену этот полезный агрегат «съедает» около 3 тонн дизельного топлива.

Гость студии – Анатолий Куприянчик, доцент кафедры строительства и эксплуатации дорог Белорусского национального технического университета.

Какие ещё методы могут взять на вооружение белорусские коммунальщики? Недавно Минздрав запретил посыпать тротуары и ступеньки технической солью и поливать жидким хлористым кальцием. Эти реагенты портят не только обувь, но даже автомобильные покрышки. В то же время в других европейских странах посыпают дороги растворами магния, горячей гранитной крошкой. Что для нас эффективнее? Что ещё мы можем использовать в борьбе со снегом?

Ответы на эти и другие вопросы смотрите в видеоверсии «Темы дня».

Курьёзный случай из России. Там коммунальщики сбрасывали снег с крыши и наглухо завалили открывавшуюся наружу дверь турагентства. В снежном плену оказались не только работники офиса, но и несколько клиентов, мысленно уже загорающих под южным солнцем. Освободили узников лишь спустя несколько часов, благодаря бдительному мужу одной клиентки, буквально откопавшему собственную супругу.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram