Президент потребовал максимально использовать возможности Беларуси по производству и экспорту удобрений

В зале – первые лица правительства, Минской области и «Беларуськалия». Основные вопросы – как развивается калийная отрасль и какие перспективы на весну. Именно в этот период, с началом сельхозработ, растёт спрос на удобрения. Готова ли Беларусь обеспечить

В зале – первые лица правительства, Минской области и «Беларуськалия». Основные вопросы – как развивается калийная отрасль и какие перспективы на весну. Именно в этот период, с началом сельхозработ, растёт спрос на удобрения. Готова ли Беларусь обеспечить его и на внутреннем, и на зарубежном рынках?

Александр Лукашенко: «Мы с вами очень много говорили о производстве смешанных удобрений. Как здесь у нас продвигаются вопросы? Продавать удобрения хорошо, но ещё лучше продавать смешанные или комплексные удобрения. Это совсем другая цена, другое дело. Мы об этом уже давно говорили, и в правительстве где-то пылятся в очередной раз эти планы. Как обстоят дела по строительству мощностей по смешиванию калийных, азотных и фосфорных удобрений? Как обстоят дела в Белорусской калийной компании, как идёт производство и реализация удобрений? Меня информируют о том, что якобы рынки сегодня уже переполнены, падают цены, а производители снижают производство. Не знаю, как другие производители, но наш точно снижает производство, несмотря на большой запас производственных мощностей. Хотел бы услышать, как обстоят дела на калийном рынке с нашими главными российскими партнёрами: договорились ли? Если договорились, что вы планируете предпринять в перспективе? Хочу предостеречь от трафаретных рассуждений, которые мне очень хорошо известны. Это чисто белорусский менталитет: как бы ни ступить лишний раз, чтобы не провалиться, а вдруг обвалится… Гадания на кофейной гуще в этом кабинете не нужны. Мне нужны конкретные предложения».

По общим запасам калийных солей – а это более 5 млрд тонн – Беларусь – на третьем месте в мире после Канады и России. Почти 9 млн тонн «Беларуськалий» выдал в прошлом году. Из них лишь 1 млн для себя, всё остальное продали за границу. Нынешний год для мировых производителей калийных солей выдался не самым удачным. Неурожай в Аргентине, Бразилии и США. Финансовые проблемы в Индии. В итоге – падение платёжеспособности и спроса со стороны потребителей. Производитель тоже теряет – валютную выручку. Если в 2011 году мировая добыча калия составила 60 млн тонн, то уже в нынешнем – на 10 млн меньше.

Георгий Гриц, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации: «Это временные трудности. С учётом предстоящего Евразийского кредита, с учётом переговорного процесса в формате МВФ, думаю, этот процесс не является летальным. Он, скорее, предмет переговоров и повод мобилизовать имеющиеся у белорусского правительства ресурсы».

Перенасыщение рынка удобрениями обострило конкуренцию между калийными гигантами. Чтобы удержаться, компании вынуждены снижать объёмы и стоимость готовой продукции. К примеру, Индия – наш ключевой покупатель – не торопится подписывать новые контракты, рассчитывая на скидку. Из-за сложностей в экономике индийские власти сокращают господдержку. Раньше по контракту тонна белорусского удобрения стоила $490, $420 из которых платило государство. Теперь фермерам большую часть расходов придётся брать на себя. По оценкам экспертов, в 2013 году индийский рынок должен «оживиться», но в любом случае он вряд ли выйдет на объёмы удачного для нас 2011 года. В Белорусской калийной компании (она представляет интересы двух предприятий – «Беларуськалия» и российского «Уралкалия», контролирует около 40% мирового рынка калийных удобрений) снижать цены на минеральные удобрения в ущерб собственной экономике не намерены.

«Беларуськалий», прогнозируя падение спроса на мировом рынке, ещё несколько лет назад затеял масштабную модернизацию. Не просто заменить оборудование на старых рудниках, а разрабатывать новые месторождения и запустить производство удобрений нового поколения.

Речь идёт о производстве так называемых NPK-удобрений. В их составе сразу несколько компонентов: азот, фосфор, калий и необходимые микроэлементы. В зависимости от почвы и сельхозкультур, в грануле можно варьировать содержание того или иного компонента. Выпускать удобрения по технологии 3 в 1 грануле на предприятии задумали 3 года назад, когда после кризиса пошёл вниз спрос на обычный калий. Идею поддержал Президент, а премьер год назад заложил даже капсулу в фундамент будущего завода.

Стоимость завода сложных удобрений мощностью 240 тысяч тонн в год – почти 110 млрд рублей – это собственные деньги предприятия. Если проект себя оправдает, а окупиться он должен уже через 4 года после запуска, предприятие построит ещё несколько аналогичных. Первую партию сложных удобрений аграриям обещают предоставить уже к весне. Второй проект – строительство химкомбината по глубокой переработке хлорсодержащего минерального сырья, аналогов ему нет в СНГ. Проект сопровождают белорусские учёные. На «Беларуськалии» стали активно вкладываться в науку. Речь уже идёт о приобретении пакета акций специализированного института «Белгорхимпром». Это будет такой корпоративный исследовательский центр. Небольшая частная компания проектировала и возводила весь комплекс рудников для «Беларуськалия», сейчас помогает развивать сырьевую базу. Впрочем, не только в Солигорске. Именно «Белгорхимпром» проектирует и обещает сдать «под ключ» Гарлыкский горно-обогатительный комбинат в Туркменистане. Перспективы этого совместного проекта на днях в Ашхабаде обсуждали Президенты Александр Лукашенко и Гурбангулы Бердымухамедов.

Что же до покупки акций самого «Беларуськалия», то переговоры уже идут с компаниями из Индии, Китая, Европы, арабских стран. Большой интерес проявляют российские бизнесмены. Цена вопроса, по мнению Александра Лукашенко, – $30-32 млрд. То, что оценка стоимости «Беларуськалия», которую дал Президент, близка к рыночной, подтвердили и эксперты международного финансового агентства «Блумберг», сравнив нынешние активы крупнейших производителей.

Георгий Гриц, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации: «Цена, если провести параллель объёмов добычи, исследованных ресурсов и стоимости компании, где-то она сопоставима с теми цифрами, которые называл Глава государства, – это $20-30 млрд. Другое дело, что в условиях глобального кризиса такие свободные ресурсы вряд ли у кого-то есть. Но потолок поставлен, и никто не говорит, что это должна быть разовая продажа. Наверное, будет грамотно подчеркнуть, что это должно быть поэтапно».

О продаже контрольного пакета акций разговор и не ведётся. Даже в нынешний год, когда из-за общего падения спроса на мировом рынке пришлось сократить объём производства и продажу калийных солей, предприятие показывает сверхрентабельность.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram