«Тема дня»: «Лицо Беларуси»

Белорусские атлеты Ирина Ятченко и Иван Тихон лишились медалей Олимпиады-2004. Спортсмены не прошли очередную международную проверку допинг-проб. Ситуация, неприятная для самих спортсменов и болельщиков, но позитивная, как бы это странно ни звучало, для пиарщиков – для тех людей, которые занимаются продвижением имиджа Беларуси за границей.

Не удивляйтесь: некоторые «профи» абсолютно убеждены, что всякий пиар хорош. А спортивная «нива» для этого дела у нас очень благодатная. Не секрет, что Беларусь чаще всего ассоциируют со спортивными именами Мирного, Азаренко, Герасимени, Гришина, Самсонова, Мезина, Глеба и многих других. В рейтинге ответов на вопрос «Что Вы знаете белорусского?» дальше по списку Лукашенко, картошка, трактор, пуща, аист. Однако почему-то из этого «набора» имиджмейкеры не один год не могут «вылепить» единый национальный бренд.

Ключ к успеху имиджа страны – узнаваемость. Пожалуй, самым заметным шагом по работе с имиджем страны стало событие четырёхлетней давности. Рекламировать Беларусь пригласили гуру в мире создания брендов – британского лорда Тимоти Белла. Приехав в Минск, Белл на время предложил европейским СМИ посмотреть на Беларусь его глазами.

Тимоти Белл:
«Фактически мир судит о Беларуси по «импровизации» Кондолизы Райс, в то время как она не встречалась с Президентом Лукашенко и не была в Беларуси. Люди, с кем я общался в отелях, барах, ресторанах, не озираются постоянно. Но пресса описывает Беларусь именно так – как Румынию во время Чаушеску».

«Последнюю диктатуру» зарубежные рекламщики давно предлагают белорусам сделать главной приманкой. Для обсуждения таких идей в Минске каждый год проходит Международный имидж-форум. Рекламщики встречаются с дипломатами, министрами, региональными властями. В этот раз главный проект – имидж Минска. За него взялась британская компания. Авторы‑эмигранты сами родом из Минска, поэтому и уверены, что смогут подобрать городу правильный цвет, звук и запах.

Через пару лет похожим набором для узнаваемости должны обзавестись областные белорусские города. Конкурс идей будут проводить на местах. Единственное, что просят у рекламщиков, – делать классические акценты на инвестпривлекательность и туризм. Чем больше будет таких роликов, тем меньше будет похожих казусов. К примеру, сербские рекламщики из-за нехватки видео про Беларусь ролик о чужой стране для телевидения сделали сами. О результате судите сами (см. видео – прим. ред.).

Серьёзно критиковали и вариант презентации Беларуси от Министерства иностранных дел. Ролик получился красивым, но не рекламным. 3 минуты – слишком долго. Критики для сравнения приводили в пример презентации Грузии, Кипра, Турции, Эмиратов, которые показывают в Беларуси. Оказывается, всего 20 секунд могут дать хорошее представление о стране. Отдельная претензия уже от туристических агентств – в видеофильме почти не показали белорусскую деревню. Хотя именно «агроотдых» уже можно называть жемчужиной нашего туризма.

В прошлом году село Погост в американском рейтинге самых лучших мест для празднования Рождества и Нового года заняло третье место, обойдя по привлекательности Лондон, Нью-Йорк, Бостон и Зальцбург. Беларусь начала развивать свои «домики в деревне» 10 лет назад. Бизнес ещё не пришёл к своему пику: каждые полгода в стране появляются около 100 новых агроэкоусадьб. Клиентура – из 65 стран. «Домики в деревне» приносят в год больше $2 млн дохода только в виде налогов.

Согласно американскому рейтингу, лучше белорусского Погоста встречают Рождество только в немецком Нюрнберге и исландском Рейкьявике. Единственное, на что составители обращают внимание, так это на сложности пересечения границы, паспортного контроля, таможенного досмотра при въезде в нашу страну и стоимости виз. Для европейцев штамп обойдется в €60, для американца сумма почти в 2 раза выше – $160, для соседей из Польши, Литвы и Латвии – €25. О необходимости снизить цены постоянно говорят специалисты Министерства спорта и туризма. У дипломатов на этот счёт другое мнение.

Пока безвизовый въезд в страну получат только хоккейные болельщики на время ЧМ-2014. Чтобы принять гостей, Минску нужно построить дополнительные гостиницы, спорт-центры, кафе – всего 56 объектов.

За время чемпионата Беларусь увидят около 50 тысяч человек. Для нас это проверка на готовность встречать туристов. Первое впечатление, сойдя с трапа самолёта, – аэропорт, который пока только ждёт модернизации. Но дело не столько в ремонте, сколько в отношении – не секрет, что наши люди в форме и улыбнутся не всегда.

Гость в студии – организатор форума «Имидж Беларуси», маркетолог Анатолий Акантинов.

Кто должен научить наших таможенников улыбаться и быть заинтересованными в туристах? Имиджем Минска будут заниматься британцы – белорусские рекламщики ещё такое не могут? Кто должен отвечать за имидж Беларуси – комиссия, один человек, министерство?

Ответы на эти и другие вопросы – в видеоверсии «Темы дня».


На туристические возможности Беларуси можно смотреть под разным углом. Если взять Минск, то кто-то не видит в нём динамики, бурной ночной жизни и считает город чересчур спокойным. Другой придёт в восторг от чистоты и тишины. Не нужно быть рекламщиком, чтобы понимать: лучше всего делать плюсы из возможных минусов. Беларусь – спокойная и медлительная страна. Можно использовать этот факт как преимущество: приезжайте и отдохните от суеты. Если про Беларусь говорят, что это диктатура, под такой «образ» Москва давно подобрала оформление – там здание КГБ на Лубянке по интересу туристов давно обогнало Кремль. Если Беларусь ассоциируют с болотом, то в этом тоже есть свои прелести, ведь болото – это лёгкие Европы. По статистике в Yandex, за 2011 год слово «белорусское» искали 6 млн раз. В основном в словосочетаниях «белорусская мебель», «белорусская косметика», «белорусский трикотаж», «белорусская обувь». Это говорит о том, что стихийно созданный бренд «белорусское» существует. Просто требует  доработки, шлифовки и продвижения.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram