Неизвестный Наполеон: выставка литографий по фронтовым зарисовкам Фабер дю Фора открылась в Минске

1812 год глазами очевидца: выставка литографий по фронтовым зарисовкам генерала Христиана-Вильгельма Фабер дю Фора открылась 21 ноября. В Национальном художественном музее под гостевой проект из Москвы отдали 300 метров постоянной экспозиции.

1812 год глазами очевидца: выставка литографий по фронтовым зарисовкам генерала Христиана-Вильгельма Фабер дю Фора открылась 21 ноября. В Национальном художественном музее под гостевой проект из Москвы отдали 300 метров постоянной экспозиции.

Звуки скрипок сегодня, залпы орудий 200 лет назад. Эта выставка, как и та кампания, начинается «На берегу Нёмана». Пейзаж первый номер в 98 листах. Заглавный в путевом «Альбоме» Фабер дю Фора генерал-майора, художника-любителя, свидетеля эпохи «Войны и мира».

Игорь Дубинин, коллекционер (Россия): «Это ранние литографии 31-го года, которые ещё печатались под наблюдением самого автора. Единственный вариант фронтовых зарисовок (то есть, карандашных) находится в Америке в частной коллекции».

Москвич Дубинин искал работы на блошиных рынках Парижа, перекупал у московских антикваров. Но сколько их печатных листов сказать точно не берётся никто. Да и о том, что человек в ушанке сам Наполеон признали лишь после прочтения «Записок» солдата императора.

Алексей Хоряк, куратор выставки «Война 1812 года глазами очевидца»: «Переводили с немецкого на французский, затем с французского на русский. Поэтому, когда мы стали проверять карту, мы не находили сначала таких населённых пунктов, которые указаны у Фабер дю Фора. Но находили похожие по звучанию. И они совершенно укладывались в тот маршрут движения наполеоновских войск».

Под вопросом остался только «Чулан». Поселение на севере Беларуси французы могли сжечь уже на обратном пути. А рисунки Фабер дю Фора сохранили и лагерь перед Дисной, и пожар в Бешенковичах. Не увидеть туристам сегодня и такую панораму Полоцка.

Здесь «смешались люди, кони…» На гравюрах Фабер дю Фора всё как на страницах той самой поэмы Лермонтова. Правда, русский классик на знаменитом Бородинском поле никогда не был.

Эта, казалось бы, «победа» станет для «Великой Армии» началом беды. Только в переправе через Березину от голода и холода погибнет свыше 20 тысяч солдат. Фабер дю Фору повезло. Он дойдёт с Наполеоном до Ошмян. Где-то там по легенде император навсегда снимет свою «треуголку». Зарисовки любителя изучают мастера.

Иван Миско, народный художник Беларуси: «Очень детально всё. От начала до конца прошёл с этой темой. И оставил на память нам всем. Было приятно сегодня, придя на эту выставку, увидеть героев 1812 года».

Открыл экспозицию Наполеон. Не настоящий, конечно. Униформисты белорусские и русские проверяли форму по рисункам коллеги-солдата. Увидеть 1812 год глазами очевидца публика сможет до конца января следующего года.

Подписывайтесь на нас в Telegram