Тур-бизнес
Минск – Астана – Дакка - Нью-Дели. Неделю большая правительственная делегация провела в авиаперелётах, успевая на переговоры в Казахстане, на встречи в Бангладеш и промышленную выставку в Индии. И если с Астаной официальный Минск связывает многое – всё-таки мы в СНГ и Таможенном союзе, то южно-азиатский регион – сравнительно новое, но от этого не менее перспективное направление для сотрудничества.

«Азиатский ремикс» от студентов крупнейшего университета Бангладеш для белорусской делегации и задорные танцы индийцев уже в окружении наших артистов на торговой выставке в Нью-Дели. Вот, пожалуй, и все яркие события правительственного турне. В остальном – скучные для обывателя переговоры, встречи и форумы, ради так необходимых экономике соглашений и контрактов.

Это видео снято из автомобиля правительственного кортежа, который на большой скорости идёт по пустым улицам столицы Бангладеш, города Дакка. Перекрытые для VIP-гостей из Минска. Спустя минуту город снова превращается в муравейник, подтверждая статус одного из самых густонаселённых мегаполисов планеты, одной из самых густонаселённых стран азиатского региона.

Вот такая картина (см. видео – прим. ред.) с местной железнодорожной станции, пожалуй, наиболее ярко иллюстрирует, что такое час-пик по-бангладешски. На территории меньшей, чем Беларусь, по официальным данным проживает 160 миллионов человек. Конечно, их гораздо больше, тех, кто не имеет ни документов, ни прописки, ни крыши над головой.

Сохель Ахмед, представитель торгово-промышленной палаты Республики Бангладеш: «Перенаселение – это и наша проблема, и наше богатство. Мы очень трудолюбивый народ, который привык бороться с трудностями и самое главное побеждать в этой борьбе».

Сохель Ахмед – специалист местной торгово-промышленной палаты – знает, о чём говорит. Даже ему, человеку с британским дипломом, чтобы получить нынешнюю должность пришлось выдержать конкурс в 30 тысяч человек на место. Не самый, к слову, большой по меркам Бангладеш. Наличие трудовых ресурсов, и такая внутренняя конкуренция – работать ответственно, в определённый момент дало возможность этой стране, войти в список, составленный аналитиками «Wall Street», 11 государств планеты с наиболее быстро растущей экономикой. Это путь так называемых азиатских тигров – таких, к примеру, как Вьетнам – огромный внутренний рынок, недорогая рабочая сила и создаваемые правительством условия для инвестиций.

Если в городе хоть как-то можно планировать бизнес встречи, даже невзирая на пробки, то для того что бы, к примеру, отправиться на предприятие расположенное в регионе бизнесмены или чиновники вынуждены использовать воздушный транспорт.

С высоты птичьего полёта хорошо видны последствия ещё одной проблемы Бангладеш. В сезон дождей, который начинается в апреле, половина страны погружается в воду. Заливает дороги, отрезает друг от друга целые регионы. Типичные для таких сезонов вспышки эпидемий делают одной из самых востребованных отраслей экономики фармацевтику.

Вот один из местных гигантов. Фарм-предприятие, которое работает по мировым стандартам, закрывает огромную долю внутреннего рынка и демонстрирует потенциал страны: наличие высококвалифицированных специалистов и технологий. По такому же принципу строится работа, к примеру, в лёгкой промышленности: оборудование и даже инженеры в цехах от ведущих мировых компаний, и вот уже корпорации переносят сюда свои производства. По таким лекалам здесь готовы работать и белорусские компании.

Антон Кудасов, заместитель министра экономики Республики Беларусь: «Лейтмотив – это выход на комплексное решение проблем: не просто товар, а технологии и инвестиции».

Замминистра экономики Антон Кудасов подчёркивает традиционные схемы продаж «наш товар – ваши деньги» не эффективны. У развивающихся стран есть естественное желание создавать рабочие места и производить товар у себя дома. И белорусы тренд подхватывают. Интерес в Бангладеш в правительстве делят на три условные группы. Рынок продуктов питания. Он огромный, и поставки туда исчисляются миллионами тонн и миллионами долларов – сходу подписан контракт на строительство двух заводов – молочного и картофельного. Промышленная кооперация – это второе направление – есть первый контракт на 300 МАЗов для местных коммунальщиков и следом планы на сборку наших грузовиков и тракторов. И конечно, наш инжиниринг – экспорт технологий от сельского хозяйства до ядерной энергетики.

Переговоры с ключевыми членами правительства, на документах визы премьер-министров – основа для бизнеса заложена. С кем работать, на каких условиях, к кому обращаться – все ответы предприниматели двух стран получили на первом белорусско-бангладешском бизнес-форуме. Теперь слово именно за ними.

Ну а это финал работы белорусской делегации в Индии. Несмотря на то что у Дели и Минска давняя и позитивная история и политических, и бизнес контактов, ни один визит высокого уровня не обходится без подписания новых документов. Контракт у «Беларуськалия» с приглашением индийской стороны инвестировать в новое Петриковское месторождение, соглашение на совместное производство сельхозтехники и крупный на $22 млн контракт «БелАЗа» с созданием сервисного центра по обслуживанию грузовиков – это лишь несколько штрихов правительственного визита.

Более тысячи компаний с индийским капиталом уже работают в Беларуси. Это, пожалуй, лучшая характеристика бизнес-климата для тех предпринимателей, которые лишь присматриваются к рынку теперь уже Таможенного союза.

Детали создания зон беспошлинной торговли третьих стран с экономическим пространством Беларуси, России и Казахстана, конечно, были в центре внимания переговоров в Астане. Вступление партнёров Беларуси в ВТО, с одной стороны стимулирует торговлю: товарооборот с Казахстаном в ближайшее время достигнет миллиарда долларов, с другой стороны заставляет по-новому смотреть на вопросы конкуренции. Защититься от прихода мировых корпораций можно лишь одним способом – повышать собственное качество.

Не случайно первым предприятием, которое премьер Мясникович посетил во время рабочей поездки стал «Катерпиллер». Главный конкурент «БелАЗа», американский гигант машинной техники очень агрессивно вошёл на казахстанский рынок. Конечно, «Белазов» из всех грузовиков в карьерах Казахстана сегодня большинство, почти 80%, примерно полторы тысячи, но это ещё с советских времён. «Катерпиллер» за три года поставил сюда 250 машин, открыв современный сервисный центр. Совместный «Казбелаз», по мнению премьера, на этой дистанции пока проигрывает.

Именно поэтому на передний план правительство выводит сегодня технологическое и инвестиционное сотрудничество. В этом плане прорывным проектом министры называют создание белорусско-казахстанского индустриального парка. Он появится в одной из свободных экономических зон Казахстана. Почему с нами хотят работать, простыми словами объяснил глава «Казахтелекома».

Бумажный итог так называемого «азиатского турне» – 35 международных договоров. Суммы контрактов пока ещё подсчитывают, а руководителям предприятий, судя по всему, вновь паковать чемоданы. Именно так, по мнению и Президента, и правительства, должны выглядеть будни топ-менеджеров.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram