«Тема дня»: Неподелённые дети

Это одна из последних фотографии белоруски Раисы Березиной с сыном Яшей. Снимок сделан незадолго до того, как отец ребёнка, гражданин России, по слова матери «украл» малыша. Мальчик находится с отцом и его новой семьёй в Испании. Бывший супруг Раисы, граж
«Тема дня»: Неподелённые дети

Это одна из последних фотографии белоруски Раисы Березиной с сыном Яшей. Снимок сделан незадолго до того, как отец ребёнка, гражданин России, по слова матери «украл» малыша. Мальчик находится с отцом и его новой семьёй в Испании. Бывший супруг Раисы, гражданин России, вывез ребёнка, имеющего белорусское гражданство, без согласия матери. Женщина с лета безуспешно пытается вернуть сына.

Рассказать свою историю журналистам Раиса Березина решилась после нескольких месяцев безрезультатных переговоров с бывшим мужем. Тот наотрез отказывается возвращать ребёнка, уверяя, что в Испании ему куда лучше, чем в белорусском районном городке Иваново с матерью. Бывший гражданский муж Раисы ‑ крупный бизнесмен Павел Колобов – владелец сети ресторанов. Около 5 лет они вместе жили в Москве. Там и родился Яша. После расставания женщина вернулась с ребёнком в Беларусь. Раиса сохранила белорусское гражданство, поэтому сыну здесь законно выдали паспорт. Раиса не была против встреч Яши с отцом, и когда тот приехал в гости, возражать не стала.

Ждал Раису ещё один сюрприз: оказалось, пока она с Яшей была в Иваново, Павел без её ведома добился решения российского суда, по которому ребёнок должен проживать с ним. После расставания Раиса не подавала в суд на полную опеку над ребёнком, и экс-супруг воспользовался ситуацией. Раиса узнала об этом только тогда, когда обратилась в московские инстанции за помощью в поиске сына. Сейчас через суд женщина пытается вернуть свои права, но сделать это довольно проблематично. По закону за Яшу отвечает отец, он же и решает, возвращать ребёнка из Испании или нет. К попыткам вернуть ребёнка подключилось и министерство иностранных дел Беларуси.

Ситуация с Раисой, к сожалению, не единична. Ежегодно наши дипломаты пытаются решить 5-7 похожих случаев. Вступая в семейные отношения с иностранцами, белоруски часто упускают важные детали. Маргарита Скок 5 лет назад чуть не лишилась 3 дочерей, разрешив им уехать на каникулы к экс-супругу в Сирию. 16-летняя Рима и 12-летние близняшки Диана и Яна Аль Хувайди лишь чудом смогли вернуться домой. В стране, где традиционно дети целиком зависят от воли отца, будущее девочек к было предопределено: изучение арабского языка, Корана, раннее замужество.

Рима Аль Хувайди: «Паранджу носить обязательно надо. Я сначала держалась, не падала духом, не плакала. Но к концу я уже не могла, у меня опустились руки. Я не могла ни есть, ни спать… Плакала и плакала».

То, что белорусским дипломатам удалось вернуть девочек на родину всего через месяц, называли чудом. Что подействовало на сирийских родственников, сотрудники МИДа не говорят даже по прошествии пяти лет. Случаи сложные, иногда посольствам приходится брать на себя дополнительную ответственность. А сейчас ситуация с родительскими кражами детей осложнилась новыми правилами игры. С 2010 года в Беларуси вступили в силу поправки в миграционный закон. На сегодняшний день решение вывести ребёнка с белорусским гражданством за границу принимает один родитель. До 2010 года согласия, письменно заверенные нотариусом, должны были дать и мама, и папа. Причём вне зависимости от того, состоят они в законном браке или нет. Поправки внесли из-за споров, часто возникавших у экс-супругов. Согласие становилось предметом шантажа, иногда за документы один из родителей требовал баснословные суммы, а у второй половины не было другого выхода, кроме как заплатить или не ехать на отдых в ту же соседнюю Украину вместе с малышом. То, что для большинства оказалось выходом из положения, для других обернулось потерей детей. Поэтому юристы рекомендуют при разводе обратить внимание на право опеки над ребёнком. И если Вы чувствуете, что есть риск ‑ бывший супруг или супруга могут попытаться вывезти малыша – можно перестраховаться двумя способами.

В таких делах не последнюю роль играет место рождения ребёнка. Если белоруска, к примеру, находясь в законном браке, рожает малыша в Объединённых Арабских Эмиратах, то вывезти его в Беларусь без согласия супруга не только невозможно, но и уголовно наказуемо. Такой политики придерживаются все арабские страны. Таков же закон и в Европе.

В 2009 году на этой почве разгорелся серьёзный дипломатический скандал между Россией и Финляндией. Отец-финн Пааво Салонен выкрал мальчика у матери ‑ экс супруги россиянки Риммы Салонен. Он вывез ребёнка через границу в багажнике дипломатической машины. В России на похитителя завели уголовное дело, а в Финляндии обвиняемой оказалась мать, которая поступила фактически точно также. За год до инцидента Римма Салонен бежала из Финляднии от 70-летнего мужа, прихватив с собой ребёнка без ведома отца.

Римму Салонен лишили родительских прав и осудили на 1,5 года условно, с выплатой штрафа в €20 тысяч. Сейчас 8-летний Антон Салонен живёт с отцом в Финляндии, его мать не оставляет попыток вернуть ребёнка, хотя, скорее всего, ей придется ждать его совершеннолетия.

Европейское законодательство в вопросе вывоза детей почти идентично белорусскому. Родители, даже находясь в разводе, могут без согласия друг друга вывезти ребёнка за рубеж. Учитывая отсутствие границ как таковых в пределах Евросоюза, поиск детей заметно осложняется. От открытых границ страдает и Беларусь. Основная проблема в том, что у нас нет границы с Россией. А оттуда можно вывезти кого угодно. Но и у Евросоюза такая же проблема. Однако европейские родители от таких случаев стараются перестраховаться заранее. Выход ‑ брачные договоры, где в 99% случаев прописывают правила будущей опеки над ребёнком.

Гость в студии – начальник отдела паспортной работы и выезда за границу Дмитрий Левченко.

Как могут перестраховаться белорусы? Что нужно делать белорусским женщинам, чтобы вот так не потерять детей? Какие нужно оформить документы? Учитывая открытую границу с Россией и Казахстаном, можно ли обратится в их погранкомитеты и заранее запретить вывоз своего белорусского ребёнка вторым супругом?

Ответы на эти и другие вопросы – в видеоверсии «Темы дня».

У всех историй с похищениями детьми, кроме юридической стороны, есть аспект этический. Кто может точно сказать, с кем ребёнку будет лучше? В случае Раисы Березиной в Интернете развернулась целая дискуссия.

Ребёнок должен быть с матерью ‑ с этим неоспоримым постулатом восточноевропейской культуры согласны далеко не все. Европейцы, американцы и арабы в этом отношении имеют свои традиции. И, как правило, каждая страна защищает интересы своих граждан. И если наши географические соседи ещё согласны на равные права пап и мам, то в мусульманских странах отцы играют в воспитании и судьбах детей главную роль. С такой расстановкой сил белорускам, готовым пойти в ЗАГС с иностранцем, нужно или мириться или в ЗАГС не идти. Но не закрывать глаза на «национальные особенности», которые могут превратить детство ребёнка в одно непрекращающееся судебное заседание родителей. Когда-то библейский царь Соломон предложил двум женщинам, претендующим на одного ребёнка, в буквальном смысле слова разделить его пополам. Мечом. Когда одна из них категорически отказалась, стало понятно, что она и есть истинная мать. Почему-то современные родители забывают про это мудрое соломоново решение. И иногда готовы разорвать своего ребёнка пополам, бесконечно шантажируя друг друга. А дети, они ведь живые, и на части не делятся. Мудрости вам, родители!

Подписывайтесь на нас в Telegram