Станции назначения

Аккурат накануне 7 ноября минское метро официально стало на 3 станции длиннее. Отличный подарок минчанам к так называемым октябрьским праздникам.
Станции назначения

Аккурат накануне 7 ноября минское метро официально стало на 3 станции длиннее. Отличный подарок минчанам к так называемым октябрьским праздникам.

Причём подарки жителям были сделаны не только в столице, но и в областных и районных городах. Так, в Барановичах открылся музыкальный колледж, на Витебщине – Шарковщинская центральная районная больница, в деревне Ровковичи Чечерского района Гомельщины введён в эксплуатацию свинотоварный, а на Минщине – в СПК «Городея» – молочнотоварный комплекс, в Гродно открылась после реконструкции улица Доватора, в СПК «Рассвет» Кировского района Могилёвской области – биогазовый комплекс. А в Минске, кроме новых станций метро, реконструирована 2-я городская детская поликлиника.

Но минское метро – всё же предмет национальной гордости белорусов. Кстати, идея строительства появилась у городских властей в конце в 60-х. Но в то время в СССР разрешение на метро давали только городам-миллионникам. Белорусская столица по численности не дотягивала, но в 1972 году перешагнула заветную планку. Говорят, приписали туда ещё жителей пригорода. Союзные власти прознали о хитрости минских и даже подумывали приостановить строительство, но тоннели метро были уже прорыты…

Так строили минский метрополитен. На чёрно-белых фотографиях Петра Костромы – вся история единственной белорусской подземки. Шахтёр, метростроевец, в свободное время он увлекался фотографией и в августе 1979 года резко изменил свою судьбу. Благодаря Машерову, который в тот день решил заглянуть на строительство.

Пётр Кострома, метростроевец: «Когда Машеров посетил, сделал фотографии, их передали. Он посмотрел: что за фотограф? Хорошие фотографии! А ему сказали, что это белорус, работает на проходке и фотографирует».

Так Пётр Кострома стал вести фотолетопись долгого и основательного строительства метрополитена. Но вдруг, после гибели Машерова, по столице поползли слухи: не будет в Минске подземки, Москва против. Что делать? Белорусы собрали снимки Петра Васильевича и отправили в Кремль.

Пётр Кострома, метростроевец: «Подготовили обоснованный материал и доказали, что если мы станем засыпать проспект, то больше потеряем. Если закопать, всё сгниёт и будет проседать проспект.

Отстояли метро, строительство возобновили. И 30 июня 1984 года первые синие вагоны побежали по единственной тогда Московской ветке метро. От «Института Культуры» до «Московской» и обратно. Через два года линию продлили до «Востока», а в 90-х построили вторую ветку – Автозаводскую. От «Тракторного завода» – до «Фрунзенской». С тех пор метро прирастало новыми станциями и продвигалось на окраины города. На этой неделе подземка добралась до микрорайона Юго-Запад.

Руководитель минского метрополитена Ростислав Юреня в числе первых проехал от звёздного неба «Петровщины» до осенней «Грушевки». Все три новых названия – исторические. Бывшие деревни столичного предместья увековечили уже под землёй. А у кого-то просто сбылась мечта.

Владимир Телепнёв, главный архитектор предприятия «МинскМетроПроект»: «Здесь реализовалась моя давняя мечта. Эта станция задумывалась в 1991 году как «Западная», сегодня это «Кунцевщина». Звёздное небо я реализовал. Мне показалось, что мы достигли пространства, потолка не ощущаем. Бесконечность».

Там, под землёй, где нет дневного света, кажется, совсем другая жизнь со своими невероятными историями и легендами. Одна из самых мистических – про последний поезд. Якобы в полнолуние перед самым закрытием метро на станцию приезжает абсолютно пустой поезд. Этакий «Летучий голландец». И тот, кто в этот состав зайдёт, пропадёт без вести и будет в нём вечно кататься. Вот такие сказки, впрочем, не единственные.

Легенды о минском метро есть, но они не такие фантастические, как, например, о московском с его крысами или киевском с его подземными церквями. Одна из самых известных наших легенд – о подземном городе под Минском. Обыватели рассказывают, что под двумя станциями, «Фрунзенской» и «Площадью Независимости», проходит подземный проспект. На самом деле, не легенда – правда! Достаточно снять плитку и перекрытия в центре платформ и – можно прогуляться по широким тоннелям! Оказывается, их построили ещё в прошлом веке для связи «Фрунзенской» и «Площади Ленина» со станциями новых линий.

Но сначала, к ноябрю будущего года, построят «Малиновку». Тонированный потолок, розово-сиреневые цвета и весенне-летняя, тёплая платформа. «Малиновка» завершает цикл «Времена года» минского метрополитена. Осенняя «Грушевка». Зимнее «Михалово»… Третья линия столичного метрополитена будет зелёной.

Ростислав Юреня, начальник Минского метрополитена: «Ещё не начато строительство, только подготовительные работы будут начаты летом 2013 года. Потом проходка и строительство».

На первом этапе 4 станции «зелёной» линии свяжут не только Курасовщину с центром, но и двумя другими ветками. Получится подземный треугольник и тогда…

Валерий Чеканов, директор предприятия «МинскМетроПроект»: «Мы замкнём треугольник, и пассажир может доехать из одного конца города в другой всего с одной пересадкой. На мой взгляд, это очень удачная схема – пассажиру нужно минимум времени, это удобно».

А в перспективе – четвёртая линия, которая свяжет Чижовку и Серебрянку с Площадью Бангалор. Но это не раньше 2030 года. Всё упирается в деньги: минское метро строится в основном за счёт города, а подземка – затея не дешёвая. Стоимость километра доходит до 60 миллионов долларов. Сюда добавим станции, выходы-переходы, наземную инфраструктуру – и получится кругленькая сумма. Но всё же…

Валерий Чеканов, директор предприятия «МинскМетроПроект»: «Метро – самый лучший и комфортный транспорт для города. Он сегодня перевозит в сутки 800 тысяч пассажиров, и это 35% от всех общегородских перевозок. Он не зависит от погоды, работает чётко по часам и интервалам. Пассажир может рассчитать поездку поминутно».

Кстати, на новых линиях будет совершенная система безопасности: детекторы, дополнительные виды связи, видеонаблюдение, раздвижные двери между платформой и рельсами. Бесшумные рельсы. В вагонах…

Ростислав Юреня, начальник Минского метрополитена: «Кондиционирование со стеклопакетами с обеззараживанием воздуха, антибактериальные фильтры, климат-контроль...»

И не исключено, что и машинисты – девушки. Ведь повинуются нежным женским рукам составы в Дубае и Болгарии. Впрочем, каждый метрополитен в мире – со своей изюминкой. Лондонский – самый старый, Парижский – самый запутанный, Московский – самый помпезный и посещаемый. А в Копенгагене, на родине Ганса Христиана Андерсена, согласно опросам, метро – самое… душевное. Минское – одно из самых молодых. И у него ещё всё впереди. Долгие километры под землёй.

Подписывайтесь на нас в Telegram