Об обуви – импортной в том числе – говорил 8 ноября Президент Лукашенко, проводя большое совещание по работе кожевенной и обувной промышленности. Проблем в этих отраслях накопилось немало, а вот как их решать?
Подсчитано, что после расходов на еду и одежду, третья статья среднего белоруса – обувь. И не только потому, что носить одну пару по несколько лет в приличном обществе не комильфо. Чаще всего то, что продаётся в отечественных магазинах, долговечностью не отличается. У многих есть претензии и к дизайну белорусской обуви. А потому неудивительно, что каждая вторая пара на внутреннем рынке – импортная. Что уже критично для страны, где достаточно своих обувных предприятий. В ситуацию вынужден был вмешаться Президент.
Оказывается, наша технология выделки сырья не уступает европейской, химические ферменты для обработки шкуры используются те же, что и в Европе, реагенты – импортные. Но, в отличие от Италии, признанного лидера в кожевенно-обувной отрасли, модернизация производств в Беларуси идёт слишком медленно. Вот и получается, что кожу для производства современных моделей обуви наши заводы выпускают на устаревшем оборудовании.
Минский кожевенный завод – одно из крупнейших предприятий в Европе. В месяц здесь производят около 20 миллионов дециметров материала. Впрочем, сегодня завод загружен лишь наполовину. Когда он только появился, а это четверть века назад, с конвейера здесь сходило около 50 миллионов дециметров кожи. Но тогда был Советский Союз, дефицита с сырьём не было. Сейчас картина другая.
Дефицит хорошего сырья – вот один из ответов на вопрос, почему нашим обувщикам не хватает отечественной кожи, – уверен директор Минского кожевенного завода. Шкуры завод покупает по одинаковой цене, а уже в процессе обработки все проблемы сырья вылезают наружу.
Андриан Клявзунин, генеральный директор Минского производственного кожевенного объединения: «Обувщикам проще работать с гладкой кожей, а что мы видим – пороки, которые животное приобрело при жизни, и чем их больше, тем меньше полезной площади. Получается, что первого сорта полуфабрикаты я не видел последние 7 лет».
Поэтому даже на контрольном оборудовании сортировочной машины не предусмотрено разделение сырья на первый сорт. Машина запрограммирована сразу под второй, третий, четвёртый и пятый. Определив визуально качество шкуры, оператор отправляет её в нужную ячейку: что-то пойдёт на обувь, остальное на мебель и галантерею. И третий сорт, как оказалось, здесь не брак.
Андриан Клявзунин, генеральный директор Минского производственного кожевенного объединения: «2 и 3 сорт отдаём на производство, ничего не продаём. Этот используем для теснённых товаров. Пятый сорт тоже используем для теснённых товаров, но только под заказ или продаём полуфабрикат».
Чем лучше состояние шкуры изначально – тем дороже стоить будет готовая кожа. А чем хуже было сырьё, тем оно дешевле. Хотя и на его обработку до товарного вида завод вложил колоссальные средства. Речь идёт, прежде всего, о дорогостоящих химикатах. Как правило, лишь 40% от произведённой кожи закупают наши обувные предприятия. Остальное завод продаёт мебельным компаниям, мелкому бизнесу и на экспорт. И всё это не полуфабрикат, уверяет директор, а готовая к дальнейшей работе кожа.
Андриан Клявзунин, генеральный директор Минского производственного кожевенного объединения: «Якобы мы продаём полуфабрикат, и из него нам сделали кожу и втридорога привезли – не правда. Это я вам официально заявлю. То, что можно сделать из 5 сорта полуфабрикат, мы всегда можем сделать здесь же за ту же цену, но не всегда находим взаимопонимания с обувщиками. Наши производители хотят высококачественную кожу без царапин, а такой не хватает везде».
Но на пятый сорт шкур у Минского кожевенного завода есть покупатели, в основном, страны Юго-Восточной Азии. Склад готовой продукции практически всегда пуст. И предприятию удаётся работать рентабельно: в этом году чистая прибыль уже сейчас около 9 миллиардов рублей. Деньги пойдут на приобретение химических реагентов, премии сотрудникам и закупку нового оборудования. Частично реконструировали очистные сооружения. Но эти 9 миллиардов – капля в море.
Чтобы повысить качество и удовлетворить потребности в качественной коже для наших обувщиков, необходима комплексная модернизация всей кожевенной промышленности. Сегодня это 5 предприятий. Однако чтобы поднять на ноги только один из них – Минский завод – потребуется около $20 миллионов.
Андриан Клявзунин, генеральный директор Минского производственного кожевенного объединения: «При должном финансировании, если государство поможет, мы готовы за три года превратить этот завод в конфетку… Это увеличит производительность труда, качество меньшими затратами».
Решение этой проблемы правительство видит в создании холдинга – от выделки кожи, производства обуви до реализации готовой продукции. Однако не все руководители спешат к объединению. Губернатор Минской области Борис Батура уверен, что кожевенная отрасль должна развиваться самостоятельно, ведь она обеспечивает материалом не только обувщиков, но и другие отрасли. В Витебской области два обувных гиганта «Марко» и «Белвест» давно работают как холдинги. Своя управляющая система, банковское и научное сопровождение, не хватает лишь сырья. Губернатор Витебщины предложил создать кожевенно-меховое предприятие на базе Витебского мехового комбината. Интерес к этому проекту уже проявила фирма из Кореи.
Директор «Марко» уверен, что идея создания холдинга хорошая, но без инвесторов и господдержки не обойтись. Именно об этом он говорил во время совещания. Однако, как любой бизнесмен, он заинтересован, чтобы частная группа компаний осталась всё же под частным руководством.
Николай Мартынов, главный директор предприятия «Марко»: «Мы, по сути дела, являемся холдингом, сейчас только юридически надо посмотреть. Нужно осторожно подходить к этим моментам, чтобы не было никаких нюансов на будущее. Роль государства и бизнеса в создании этого предприятия будет велика, именно уже совместно это первые шаги, когда государство заинтересовано, чтобы бизнес развивался свой у себя».
Сегодня на витебском предприятии «Марко» шьют 8000 тысяч пар обуви в сутки. Когда только открылись, таких объёмов не производили даже в месяц. На рабочих столах ещё зимняя обувь, но буквально завтра здесь начнут шить то, что предложат покупателю весной и летом будущего года. К каждому сезону модельный ряд обновляют почти на 60%. Правда, каждая третья разработанная дизайнерами модель так и не попадёт на производство. Последнее слово за художественным советом.
Татьяна Меньших, ведущий художник-модельер предприятия «Марко»: «Наши коммерсанты хотят что-то похожее на то, что уже было, дизайнер не может работать только так, мы стараемся идти вперёд, предлагать что-то новое, наши девочки посещают специализированные выставки».
Сегодня в Беларуси обувь производят 60 предприятий, 18 самых крупных входят в концерн «Беллегпром». И, в общем-то, теоретически мы могли обеспечить внутренний рынок большим количеством качественной кожаной обуви по доступным ценам. Но некоторые, закупая обувной полуфабрикат за рубежом, тратят валюту, а собственное участие свели лишь к одной операции – приклейке подошвы. И в итоге белорусская обувь уже совсем не белорусского производства.
В мире ежегодно производится 13,5 млрд пар обуви. Основные компании сконцентрированы в странах Азии. Самый крупный экспортёр – Китай, каждая вторая пара обуви в мире сделана в Поднебесной. Секрет успеха китайской промышленности прост – дешёвая рабочая сила, необходимые ресурсы и благоприятный инвестиционный климат. В Китае на двадцати тысячах предприятий обувь шьют более 4 миллионов рабочих. Средняя зарплата китайского обувщика – 200 долларов, белорусского – 500. Кроме того, в отличие от наших производителей, китайцы быстро реагируют на современные тенденции, качественно или не очень, но зато дёшево копируют любые образцы. Именно поэтому мировые производители переносят свои фабрики в Китай или размещают там свои заказы.
Рыночная логика привела к подобному шагу и белорусских обувщиков. По неофициальной информации, с нынешнего года «Белвест» разместил часть своих производственных заказов на одной из китайских фабрик.
Второй крупнейший экспортёр – Италия. В отличие от китайской, итальянская продукция считается наиболее качественной и, соответственно, дорогой. На белорусском рынке в полной мере представлены производители с Востока и Запада. Причём поступает импортная обувь в нашу страну не только по легальным каналам. По данным Минэкономики Беларуси, в прошлом году с учётом серого импорта в страну было ввезено около 25 млн пар обуви, в то время как собственное производство не дотягивает и до 10 млн пар. Конечно, с такими объёмами мировой рынок белорусским производителям не по зубам. Ситуацию осложняет ещё и то, что Россия (наш стратегический рынок) вступила в ВТО. А значит, что в страну пойдёт более дешёвая продукция, в том числе из Китая. Сегодня и белорусские, и российские эксперты согласны, что основной удар примут на себя предприятия обувной промышленности, выпускающие кожаную обувь. По подсчётам правительства, оптимальной отраслевой стратегией стало бы увеличение производства собственной обуви в 2,5 раза к концу нынешней пятилетки по сравнению с 2011 годом. Таким образом, можно будет обеспечить 70-75% внутреннего спроса на обувь.
Спрос – особенно на качественную обувь – в стране растёт. Этой частной студии по производству обуви в Минске уже 20 лет. Среди клиентов – отечественные и зарубежные звёзды шоу-бизнеса, известные дизайнеры, политики, члены их семей и крупные компании. Например, обувь для участниц конкурса «Мисс Беларусь», который проводил телеканал ОНТ, тоже вышла из этой мастерской. Творения студии можно увидеть и на театральных подмостках, и в кинокартинах.
Заказов так много, что ждать своей очереди охотникам за эксклюзивом приходится несколько месяцев, но они терпеливы. 15 лет назад, впервые заказав здесь свои первые туфли, Ирина забыла про обувные магазины. Сегодня присматривает материал для новых сапог.
Разнообразная обувь на столе директора – привычная картина. С готовых моделей рождаются идеи для будущих коллекций. А ещё горы журналов и, конечно же, Интернет, ведь любую из новинок с подиумных показов завтра попросят повторить клиенты. Не так давно студия, первая из небольших русскоязычных компаний, подписала эксклюзивный контракт с одной из известных итальянских фабрик. Так что лучшие каблуки, колодки и аксессуары для одежды и обуви Европы станут доступны и белорусам. В год студия шьёт около 1000 моделей обуви, неповторимых, эксклюзивных, сделанных по индивидуальному заказу.
Все материалы натуральные, в основном – итальянского происхождения. Такой ассортимент кожи разных цветов и выделки, фурнитура из полудрагоценных камней большому предприятию, конечно, не по карману, да и необходимости ставить на поток такое нет. Ведь в отличие от абстрактного массового покупателя, который за обувь не привык переплачивать, конкретный частный заказчик за каждую пару обуви ручной работы расплачивается тут же. И, в отличие от государственных предприятий, частное производство не работает себе в убыток и тем более на склад. Ведь если заказчику что-то не понравится, больше он не придёт. А потому к качеству материала, что в Беларуси, что в Италии, частники предъявляют повышенные требования.
И если ситуация с модернизацией, а значит, с ценой и качеством нашей кожи, не изменится в ближайшем будущем, валюта по-прежнему будет уходить за рубеж. Правда, после совещания у Президента чиновники, ответственные за развитие кожевенной и обувной отрасли, должны зашевелиться. Ведь белорусская обувь, признанная ещё со времён СССР как надёжная, качественная и доступная, может потерять этот статус даже на внутреннем рынке. И тогда его захватит более сильный иностранный игрок. В чью пользу будет счёт – зависит не только от производителей, но и от расторопности чиновников. Спускать на тормозах ситуацию Президент не намерен. И так уже неоднократно давал отсрочку правительству, которое так и не смогло ею грамотно воспользоваться. В этот раз Александр Лукашенко поручил все идеи, предложенные губернаторами, бизнесменами и промышленниками, сформулировать в конкретное предложение. К концу ноября документ уже должен лежать на столе у Главы государства.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подсчитано, что после расходов на еду и одежду, третья статья среднего белоруса – обувь. И не только потому, что носить одну пару по несколько лет в приличном обществе не комильфо. Чаще всего то, что продаётся в отечественных магазинах, долговечностью не отличается. У многих есть претензии и к дизайну белорусской обуви. А потому неудивительно, что каждая вторая пара на внутреннем рынке – импортная. Что уже критично для страны, где достаточно своих обувных предприятий. В ситуацию вынужден был вмешаться Президент.
Оказывается, наша технология выделки сырья не уступает европейской, химические ферменты для обработки шкуры используются те же, что и в Европе, реагенты – импортные. Но, в отличие от Италии, признанного лидера в кожевенно-обувной отрасли, модернизация производств в Беларуси идёт слишком медленно. Вот и получается, что кожу для производства современных моделей обуви наши заводы выпускают на устаревшем оборудовании.
Минский кожевенный завод – одно из крупнейших предприятий в Европе. В месяц здесь производят около 20 миллионов дециметров материала. Впрочем, сегодня завод загружен лишь наполовину. Когда он только появился, а это четверть века назад, с конвейера здесь сходило около 50 миллионов дециметров кожи. Но тогда был Советский Союз, дефицита с сырьём не было. Сейчас картина другая.
Дефицит хорошего сырья – вот один из ответов на вопрос, почему нашим обувщикам не хватает отечественной кожи, – уверен директор Минского кожевенного завода. Шкуры завод покупает по одинаковой цене, а уже в процессе обработки все проблемы сырья вылезают наружу.
Андриан Клявзунин, генеральный директор Минского производственного кожевенного объединения: «Обувщикам проще работать с гладкой кожей, а что мы видим – пороки, которые животное приобрело при жизни, и чем их больше, тем меньше полезной площади. Получается, что первого сорта полуфабрикаты я не видел последние 7 лет».
Поэтому даже на контрольном оборудовании сортировочной машины не предусмотрено разделение сырья на первый сорт. Машина запрограммирована сразу под второй, третий, четвёртый и пятый. Определив визуально качество шкуры, оператор отправляет её в нужную ячейку: что-то пойдёт на обувь, остальное на мебель и галантерею. И третий сорт, как оказалось, здесь не брак.
Андриан Клявзунин, генеральный директор Минского производственного кожевенного объединения: «2 и 3 сорт отдаём на производство, ничего не продаём. Этот используем для теснённых товаров. Пятый сорт тоже используем для теснённых товаров, но только под заказ или продаём полуфабрикат».
Чем лучше состояние шкуры изначально – тем дороже стоить будет готовая кожа. А чем хуже было сырьё, тем оно дешевле. Хотя и на его обработку до товарного вида завод вложил колоссальные средства. Речь идёт, прежде всего, о дорогостоящих химикатах. Как правило, лишь 40% от произведённой кожи закупают наши обувные предприятия. Остальное завод продаёт мебельным компаниям, мелкому бизнесу и на экспорт. И всё это не полуфабрикат, уверяет директор, а готовая к дальнейшей работе кожа.
Андриан Клявзунин, генеральный директор Минского производственного кожевенного объединения: «Якобы мы продаём полуфабрикат, и из него нам сделали кожу и втридорога привезли – не правда. Это я вам официально заявлю. То, что можно сделать из 5 сорта полуфабрикат, мы всегда можем сделать здесь же за ту же цену, но не всегда находим взаимопонимания с обувщиками. Наши производители хотят высококачественную кожу без царапин, а такой не хватает везде».
Но на пятый сорт шкур у Минского кожевенного завода есть покупатели, в основном, страны Юго-Восточной Азии. Склад готовой продукции практически всегда пуст. И предприятию удаётся работать рентабельно: в этом году чистая прибыль уже сейчас около 9 миллиардов рублей. Деньги пойдут на приобретение химических реагентов, премии сотрудникам и закупку нового оборудования. Частично реконструировали очистные сооружения. Но эти 9 миллиардов – капля в море.
Чтобы повысить качество и удовлетворить потребности в качественной коже для наших обувщиков, необходима комплексная модернизация всей кожевенной промышленности. Сегодня это 5 предприятий. Однако чтобы поднять на ноги только один из них – Минский завод – потребуется около $20 миллионов.
Андриан Клявзунин, генеральный директор Минского производственного кожевенного объединения: «При должном финансировании, если государство поможет, мы готовы за три года превратить этот завод в конфетку… Это увеличит производительность труда, качество меньшими затратами».
Решение этой проблемы правительство видит в создании холдинга – от выделки кожи, производства обуви до реализации готовой продукции. Однако не все руководители спешат к объединению. Губернатор Минской области Борис Батура уверен, что кожевенная отрасль должна развиваться самостоятельно, ведь она обеспечивает материалом не только обувщиков, но и другие отрасли. В Витебской области два обувных гиганта «Марко» и «Белвест» давно работают как холдинги. Своя управляющая система, банковское и научное сопровождение, не хватает лишь сырья. Губернатор Витебщины предложил создать кожевенно-меховое предприятие на базе Витебского мехового комбината. Интерес к этому проекту уже проявила фирма из Кореи.
Директор «Марко» уверен, что идея создания холдинга хорошая, но без инвесторов и господдержки не обойтись. Именно об этом он говорил во время совещания. Однако, как любой бизнесмен, он заинтересован, чтобы частная группа компаний осталась всё же под частным руководством.
Николай Мартынов, главный директор предприятия «Марко»: «Мы, по сути дела, являемся холдингом, сейчас только юридически надо посмотреть. Нужно осторожно подходить к этим моментам, чтобы не было никаких нюансов на будущее. Роль государства и бизнеса в создании этого предприятия будет велика, именно уже совместно это первые шаги, когда государство заинтересовано, чтобы бизнес развивался свой у себя».
Сегодня на витебском предприятии «Марко» шьют 8000 тысяч пар обуви в сутки. Когда только открылись, таких объёмов не производили даже в месяц. На рабочих столах ещё зимняя обувь, но буквально завтра здесь начнут шить то, что предложат покупателю весной и летом будущего года. К каждому сезону модельный ряд обновляют почти на 60%. Правда, каждая третья разработанная дизайнерами модель так и не попадёт на производство. Последнее слово за художественным советом.
Татьяна Меньших, ведущий художник-модельер предприятия «Марко»: «Наши коммерсанты хотят что-то похожее на то, что уже было, дизайнер не может работать только так, мы стараемся идти вперёд, предлагать что-то новое, наши девочки посещают специализированные выставки».
Сегодня в Беларуси обувь производят 60 предприятий, 18 самых крупных входят в концерн «Беллегпром». И, в общем-то, теоретически мы могли обеспечить внутренний рынок большим количеством качественной кожаной обуви по доступным ценам. Но некоторые, закупая обувной полуфабрикат за рубежом, тратят валюту, а собственное участие свели лишь к одной операции – приклейке подошвы. И в итоге белорусская обувь уже совсем не белорусского производства.
В мире ежегодно производится 13,5 млрд пар обуви. Основные компании сконцентрированы в странах Азии. Самый крупный экспортёр – Китай, каждая вторая пара обуви в мире сделана в Поднебесной. Секрет успеха китайской промышленности прост – дешёвая рабочая сила, необходимые ресурсы и благоприятный инвестиционный климат. В Китае на двадцати тысячах предприятий обувь шьют более 4 миллионов рабочих. Средняя зарплата китайского обувщика – 200 долларов, белорусского – 500. Кроме того, в отличие от наших производителей, китайцы быстро реагируют на современные тенденции, качественно или не очень, но зато дёшево копируют любые образцы. Именно поэтому мировые производители переносят свои фабрики в Китай или размещают там свои заказы.
Рыночная логика привела к подобному шагу и белорусских обувщиков. По неофициальной информации, с нынешнего года «Белвест» разместил часть своих производственных заказов на одной из китайских фабрик.
Второй крупнейший экспортёр – Италия. В отличие от китайской, итальянская продукция считается наиболее качественной и, соответственно, дорогой. На белорусском рынке в полной мере представлены производители с Востока и Запада. Причём поступает импортная обувь в нашу страну не только по легальным каналам. По данным Минэкономики Беларуси, в прошлом году с учётом серого импорта в страну было ввезено около 25 млн пар обуви, в то время как собственное производство не дотягивает и до 10 млн пар. Конечно, с такими объёмами мировой рынок белорусским производителям не по зубам. Ситуацию осложняет ещё и то, что Россия (наш стратегический рынок) вступила в ВТО. А значит, что в страну пойдёт более дешёвая продукция, в том числе из Китая. Сегодня и белорусские, и российские эксперты согласны, что основной удар примут на себя предприятия обувной промышленности, выпускающие кожаную обувь. По подсчётам правительства, оптимальной отраслевой стратегией стало бы увеличение производства собственной обуви в 2,5 раза к концу нынешней пятилетки по сравнению с 2011 годом. Таким образом, можно будет обеспечить 70-75% внутреннего спроса на обувь.
Спрос – особенно на качественную обувь – в стране растёт. Этой частной студии по производству обуви в Минске уже 20 лет. Среди клиентов – отечественные и зарубежные звёзды шоу-бизнеса, известные дизайнеры, политики, члены их семей и крупные компании. Например, обувь для участниц конкурса «Мисс Беларусь», который проводил телеканал ОНТ, тоже вышла из этой мастерской. Творения студии можно увидеть и на театральных подмостках, и в кинокартинах.
Заказов так много, что ждать своей очереди охотникам за эксклюзивом приходится несколько месяцев, но они терпеливы. 15 лет назад, впервые заказав здесь свои первые туфли, Ирина забыла про обувные магазины. Сегодня присматривает материал для новых сапог.
Разнообразная обувь на столе директора – привычная картина. С готовых моделей рождаются идеи для будущих коллекций. А ещё горы журналов и, конечно же, Интернет, ведь любую из новинок с подиумных показов завтра попросят повторить клиенты. Не так давно студия, первая из небольших русскоязычных компаний, подписала эксклюзивный контракт с одной из известных итальянских фабрик. Так что лучшие каблуки, колодки и аксессуары для одежды и обуви Европы станут доступны и белорусам. В год студия шьёт около 1000 моделей обуви, неповторимых, эксклюзивных, сделанных по индивидуальному заказу.
Все материалы натуральные, в основном – итальянского происхождения. Такой ассортимент кожи разных цветов и выделки, фурнитура из полудрагоценных камней большому предприятию, конечно, не по карману, да и необходимости ставить на поток такое нет. Ведь в отличие от абстрактного массового покупателя, который за обувь не привык переплачивать, конкретный частный заказчик за каждую пару обуви ручной работы расплачивается тут же. И, в отличие от государственных предприятий, частное производство не работает себе в убыток и тем более на склад. Ведь если заказчику что-то не понравится, больше он не придёт. А потому к качеству материала, что в Беларуси, что в Италии, частники предъявляют повышенные требования.
И если ситуация с модернизацией, а значит, с ценой и качеством нашей кожи, не изменится в ближайшем будущем, валюта по-прежнему будет уходить за рубеж. Правда, после совещания у Президента чиновники, ответственные за развитие кожевенной и обувной отрасли, должны зашевелиться. Ведь белорусская обувь, признанная ещё со времён СССР как надёжная, качественная и доступная, может потерять этот статус даже на внутреннем рынке. И тогда его захватит более сильный иностранный игрок. В чью пользу будет счёт – зависит не только от производителей, но и от расторопности чиновников. Спускать на тормозах ситуацию Президент не намерен. И так уже неоднократно давал отсрочку правительству, которое так и не смогло ею грамотно воспользоваться. В этот раз Александр Лукашенко поручил все идеи, предложенные губернаторами, бизнесменами и промышленниками, сформулировать в конкретное предложение. К концу ноября документ уже должен лежать на столе у Главы государства.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram