«Тема дня»: Дорогое небо

На прошлой неделе, во вторник, экипаж боевого вертолёта Министерства обороны Беларуси получил задание задержать нарушителей воздушного пространства. В районе аэродрома Боровая военные обнаружили шестерых парапланеристов и заставили их приземлиться. Ложная тревога. Задержанные авиаторы оказались добропорядочными гражданами – у них на руках были все необходимые документы. А сам летательный аппарат был официально зарегистрирован в Беларуси. И вот сегодня небесная история получила продолжение.

Департамент по авиации готов перейти от разрешительного к уведомительному порядку использования воздушного пространства Беларуси. По сути, теперь выполнять свои полёты владельцам частных летательных аппаратов станет проще. Пилоты-любители смогут выбирать более короткие маршруты, что позволит экономить время и топливо.

Александр Акуленко, заместитель начальника отдела Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси: «Конечно, большинство пилотов летает ради удовольствия. Также практикуются обзорные полёты. На коммерческое использование малой авиации требуется специальное разрешение».

Сейчас в Беларуси зарегистрировано около 50 частных летательных аппаратов. Удовольствие дорогое, а потому – для ограниченного круга пользователей. К услугам остальных – авиация массовая (гражданская). Впрочем, насколько массовая – вопрос.

Сегодня в Беларуси всего одна пассажирская авиакомпания – «Белавиа». Её самолёты летают в 23 страны. Это в основном Европа, Россия и Ближний Восток. В настоящий момент воздушный флот компании насчитывает 11 «Боингов», 4 лайнера CRJ, 3 ТУ-154 и 2 «Эмбрайера» – всего 20 самолётов. Из них новые – только «Эмбраеры», остальные фактически все перешагнули 10 летний рубеж, да и покупали их уже подержанными.

Для сравнения, у самого известного бюджетного перевозчика (ирландского Ryanair) – 272 «Боинга». Средний возраст – 3 года. Все эти самолёты летают по 1 100 направлениям.

Такие компании, как Ryanair, называют lowcost (дословно с английского – низкая стоимость). Перелететь из одной страны в другую можно за 10-20 евро. Эти перевозчики экономят буквально на всём: никаких развлечений и телевизоров на борту, с собой можно взять только 10 кг ручной клади, невозвратные билеты продают без посредников, в основном через Интернет (некоторые даже в билетах не указывают места – пассажиры просто поднимаются на борт и занимают свободные). Весь полёт вам будут предлагать купить прямо на борту сувениры, часы, парфюмерию, да и еда – за немалую дополнительную плату, иногда превышающую цену рейса. И прилетит такой рейс не в крупный, а в маленький аэропорт. Зато путешественник сэкономит до 80% стоимости перелёта. Желание прийти в Беларусь лоукостеры высказывают уже давно.

На первый взгляд, если такие бюджетные компании придут в Беларусь, спрос пассажиров будет не в пользу «Белавиа». Ведь и теперь особо продвинутые белорусские путешественники метко окрестили Вильнюсский аэропорт – «Минск-3». Ведь именно из Вильнюса и Каунаса вылетают в Европу многие наши граждане. Однако латвийская авиакомпания AirBaltic (между прочим, также национальная) подобную конкуренцию выдержала. Буквально за несколько лет она стала успешной на европейском рынке. И ей не помешали заграничные компании-лоукостеры, хлынувшие в латвийское небо после вступления страны в Евросоюз. AirBaltic, по сути, превратилась в компанию-гибрид. Часть рейсов они сами сделали в бюджетной форме – лоукост. На сегодняшний день в Латвии уже 5 своих авиакомпаний.

Собирается ли единственный белорусский авиаперевозчик следовать примеру соседей? Во всяком случае в марте этого года, когда начались споры с российскими компаниями о количестве рейсов между Минском и Москвой, заместитель генерального директора «Белавиа» Игорь Чергинец написал на своей страничке в Твиттере: «Если убрать все ограничения, «Белавиа» с помощью инвестора с Ближнего Востока купит 100 новых самолётов и будет летать по всему миру».

Кстати, у нашего единственного авиаперевозчика к этому моменту уже должен был появиться конкурент. Несколько лет назад зарубежный инвестор заинтересовался Витебским аэропортом. Чешские бизнесмены пообещали открыть авиакомпанию. Что из этого получилось – в сюжете нашего корреспондента.

В ближайшие дни в Витебском аэропорту приземлятся самолёты новой авиакомпании «Витавиа» – эта новость облетела страну весной. Потом было лето, уже успел выпасть и растаять первый снег, но долгожданные самолёты так и не попросили посадки.

В фойе Витебского аэропорта будущее этого проекта во всех красках. Тут тебе и будущие самолёты, и пассажирские перевозки, и транспортно-логистический центр. Инвестиции в объёме 50 млн евро. Договор подписали ещё полтора года назад. На согласование всех документов у инвестора ушёл не один месяц, потом начались проблемы на родине, в Чехии. Проект остановился. В Витебске самолёты ещё ждут, но ещё больше ждут визита самого инвестора.

Инвестор перестал содержать белорусскую компанию с июня этого года. Фирма осталась без офиса. На сегодня от коллектива численностью 25 человек остались только директор и бухгалтер, который уже объявил о своём увольнении. Чешский бизнесмен с трудовым коллективом встречался в сентябре и обещал, что всё изменится. С тех пор телефонную трубку и не поднимает.

Будущее Витебской авиакомпании возможно проясниться уже 15 ноября. Инвестора снова приглашают в облисполком на рабочее совещание.

Кстати, чтобы заработать деньги, аэропорту не обязательно иметь свою авиакомпанию. Развиваться можно и за счёт зарубежных. Несмотря на своё выгодное географическое положение, Минск пока не стал серьёзным пересадочным узлом. Не будем сравнивать наш Национальный аэропорт с Франкфуртом-на-Майне или парижским Шарлем де Голлем (слишком разные масштабы, история и условия). Сравним с сопоставимым по всем этим параметрам Рижским. Латвия в три раза меньше Беларуси и по населению, и по территории. Тем не менее, Международный аэропорт Рига обслуживает почти в 4 раза больше пассажиров. Скоро отрыв увеличится – после реконструкции рижская воздушная гавань сможет принять 15 млн пассажиров. Наш Национальный аэропорт также собираются реконструировать. Соответствующий договор на $600 млн подписали с китайским инвестором. Предполагалось реализовать данный проект к 2014 году – моменту проведения Чемпионата мира по хоккею. Реализация проекта должна была увеличить объём пассажиров до 5 млн человек в год. В правительстве нам рассказали, на каком этапе сейчас этот проект (см. видеоверсию «Темы дня»).

Если сложить вместе все составляющие ситуации в аэропортах, активность инвесторов, позицию департамента авиации и работу единственной национальной авиакомпании, получается, что Беларусь пока только на старте развития рынка пассажирских перевозок. Да, в приходе новых компаний есть риски, и связаны они в первую очередь с контролем за парком судов и тарифной политикой. Но не стоит забывать, что авиарынок – это, в первую очередь, экономический рынок. Где должно найтись место и для средних, и для малых, и для крупных игроков.

Кстати, про больших клиентов: неделю назад Национальный аэропорт Минск принял самое большое судно в мире – АН-225 «Мрия» приземлился в Беларуси для дозаправки. Одна стоянка в Беларуси обошлась рекордсмену в $260 тысяч. И за стоимость технического обслуживания такого рейса вполне можно купить новый пассажирский самолёт. А это позволяет совсем по-другому взглянуть на возможности нашего главного аэропорта. Ведь от того, что летать к нам будут больше, а обслуживать лучше – должен выиграть пассажир, то есть все мы.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram