«Тема дня»: Минское метро

Выйти на «Грушевке», «Михалово» или «Петровщине» – уже 7 ноября жители столичного Юго-Запада смогут добраться домой гораздо быстрее. 3 новых станции «синей» линии Минского метрополитена – это 5 д
«Тема дня»: Минское метро

Выйти на «Грушевке», «Михалово» или «Петровщине» – уже 7 ноября жители столичного Юго-Запада смогут добраться домой гораздо быстрее. 3 новых станции «синей» линии Минского метрополитена – это 5 дополнительных километров пути и почти завершённая ветка. Одна из четырёх – на будущей карте столичной «подземки».

Перерезать красные ленты именно к 7 ноября, как ни банально это звучит, стало традицией. «Пушкинская», «Автозаводская», «Каменная горка», «Уручье» первых пассажиров принимали именно в день празднования годовщины Октябрьской революции. За сутки до официального открытия разросшуюся ветку показали Президенту и журналистам.

Дизайн станций – со смыслом. Наверное, впервые у архитекторов получилось сделать каждой остановке своё «лицо»: осень, зима и (неожиданно, но очень красиво) звёздное небо. Но даже это не отвлекает от цифр. «Подземка» остаётся самым дорогостоящим транспортным проектом страны.

Километр стоит $50-55 млн – это накладно, но это лучший способ для перевозки пассажиров. В сутки перевозит 800 тысяч пассажиров – это 35-36% всех городских перевозок.

На вопрос, почему 3 новые станции строились 8 лет, если 40 лет назад за такое же время успели сдать линию из 8 остановок, у метростроевцев, конечно, есть ответ.

По самым скромным прогнозам, жители Юго-Запада увеличат пассажиропоток в метро на 7%. Это значит, что в день минская «подземка» будет провозить почти 1 млн человек. Именно столько жителей требовалось Минску в 60-х годах, чтобы претендовать на само строительство метрополитена. Тогда столице не хватало около 100 тысяч человек. Учитывая, что за большую стройку боролись 10 городов Союза, было решено нужное количество будущих минчан привлечь из белорусских регионов. О том, как это умудрились сделать, до сих пор ходят легенды. Но решение приняли в пользу БССР.

Первую сваю в 1977 году забили на станции метро «Парк Челюскинцев», а через 7 лет сдали Московскую линию, состоящую из 8 станций. На этом всё могло и закончиться.

В Москве всё-таки прознали про «искусственный» миллион Минска и всерьёз стали задумываться о том, как бы заморозить белорусскую стройку. Олимпиада, война в Афганистане и низкие цены на нефть источили союзный бюджет. Уже выкопанный в Минске тоннель хотели засыпать. Тогда Пётр Кострома – один из первых строителей подземки, а сегодня известный фотограф – решился на отчаянный шаг.

По словам Петра Михайловича, второй, настоящий кризис, минское метро пережило в 90-е. В тяжелейшие для экономики годы некоторые станции хотели превратить в подземные гаражи.

Когда песня Валерия Сюткина выстрелила в песенных чартах СНГ, в минском метро уже вовсю шла стройка второй линии. Она расползалась сначала в одну сторону – до «Пушкинской», затем в другую – до «Автозаводской». Станции «Могилёвская», «Спортивная», «Кунцевщина», «Каменная горка», «Борисовский тракт», «Уручье» появились уже в XXI веке. Их строительство закончилось в 2007 году. Сегодня – ещё плюс 5 километров и 3 станции. В общей сложности 2 линии в 28 станций протянулись под мегаполисом на 35,5 километров. И вся эта «железка», по сути, содержится за бюджетные деньги. Казна доплачивает за каждого пассажира. Основные затраты – подвижность состава и зарплата сотрудников. Чтобы всё окупить, билетик должен стоить Br4 тысячи, а сейчас стоит Br1,7 тысячи – это всего 30% от самоокупаемости.

Если сравнить мировые цены, то жетон в белорусском метро стоит в 2,5, а иногда и 7 раз дешевле, чем у соседей. Если у нас в пересчёте это 15 евроцентов, то в России – уже 69 евроцентов, во Франции – €1,75, в Германии – почти €3. Конкурировать с нами может только Украина: в киевском метро, которое, кстати, считается самым неокупаемым в мире, жетон стоит 19 евроцентов.

Гость в студии – глава минского метрополитена Ростислав Юреня.

Открылись новые станции, содержание стоит денег, нет планов поднять цены за проезд? Как вы планируете справляться с увеличенным пассажиропотоком? Многих интересует вопрос: почему на «Октябрьской» – единственном пересадочном узле в минском метро, не работают одновременно все 4 эскалатора?

Ответ на эти и другие вопросы – в видеоверсии «Темы дня».

Если посмотреть на будущую карту минского метро, линий будет вдвое больше – 4. Третья линия, протяжённостью в 17 км, соединит Зелёный луг и Курасовщину. Четвёртая – ещё 18 километров подземной дороги пройдёт полукольцом по северной части города и через промышленную зону вдоль ул. Долгобродской к микрорайону Чижовка.

Итого – 70 км скоростного движения под землёй. Это, конечно, далеко от масштабов Пекина или Лондона, где протяжённость метро составляет 561 и 408 километров. Кстати, Лондонская «подземка» – старейшая в мире. В 1861 году Россия только отменила крепостное право, а британцы уже открыли 2 метростанции. Следующими были французы – парижское метро начало работать в 1900 году. Это, по признанию путешественников, самая запутанная «подземка» в мире – разобраться в карте станции сможет даже не каждый француз. И вот тут, казалось бы, минское метро – пример простоты. Однако студенты иняза провели необычный эксперимент и убедились в обратном. Ни один из иностранцев так и не смог прочитать название станций, несмотря на надписи латиницей. Особенно окончания. Так что для туристов в минском метро кое-что ещё нужно подкорректировать.

Подписывайтесь на нас в Telegram