Президент потребовал от Правительства более эффективно работать над увеличением объёмов экспорта. Этот вопрос обсуждался на совещании 2 ноября. Как заявил Александр Лукашенко, экспортёры должны агрессивнее завоёвывать новые рынки, а чиновники работать более основательно для увеличения продаж.
О важности экспорта для страны можно судить по структуре отечественной экономики, ключевой чертой которой эксперты называют открытость. Это значит, что Беларусь не создаёт барьеров для проникновения товаров и капиталов из других стран и ориентирована на продажу своих товаров и услуг за рубеж. На сегодняшний день на экспорт приходится 85% ВВП.
Для сравнения: в США этот показатель равен 13%, в Индии, Китае – около 25%, в России экспорт составляет треть ВВП, в Украине – половину. Очевидно, что крупные государства могут себе позволить расти за счёт стимулирования внутреннего рынка.
Но когда в недрах нет россыпи полезных ископаемых и энергоресурсов, а масштабы государства не позволяют опираться на собственный спрос, выход остаётся один – модернизировать предприятия и активно действовать за пределами страны.
Понятно, что наши промышленные гиганты – такие, как «Гомсельмаш», МТЗ, Белорусский металлургический завод – не могут ориентироваться на продажи внутри страны. Приходится держать на прицеле как минимум рынок Таможенного союза, не забывая о дальних регионах Азии и Латинской Америки. В целом показатель по экспорту в стране выполняется. При прогнозе 12% рост объёмов превысил 22%. То есть на продажах за рубеж страна уже заработала $35 млрд, а к концу года по прогнозам заработает $51 млрд. Однако Александр Лукашенко недоволен ситуацией с экспортом услуг, низкой эффективностью товаропроводящих сетей и отсутствием чёткой стратегии у экспортёров.
Ситуацию на внешних рынках даже аналитики сейчас не называют благоприятной. Из-за мировой финансовой нестабильности снижаются спрос и цены на многие товары. Так, в этом году на 10% подешевели грузовики, на 8% – сельхозтехника, а азотные удобрения и вовсе сбросили 17 пунктов.
Как основной докладчик совещания, премьер-министр не только обозначил тенденции, но и предложения. Экспорт Михаил Мясникович предлагает наращивать за счёт сельхозпродукции – для этого необходимо создавать молочные компании, глубже перерабатывать мясо. Торговля сырьём, пусть и за границу, не приносит нужной рентабельности. Ещё одно направление, которое пока слабо задействовано, – создание предприятий, ориентированных на местные виды сырья. В планах Правительства в следующем году заработать дополнительно $250 млн на деревообработке, ещё $150 млн – на щебне.
В этом году Беларусь создала 15 зарубежных сборочных производств. «Подкрепиться» неплохо было бы и за счёт приватизации – это один из ключевых рецептов Правительства. По словам Михаила Мясниковича, дело здесь не только в деньгах.
Президент рекомендовал участникам совещания надеяться не на продажу госсобственности, а на собственные силы и настойчивость в продвижении товаров.
На то, что министры и производственники не используют все резервы для развития экспорта, обратил внимание и глава Комитета госконтроля. В пример Александр Якобсон привёл работу товаропроводящих сетей – создано их не так и мало, но эффект от этого незначительный.
Глава Нацбанка провела параллель между ростом экспорта и стабильностью валютного курса. Положительное торговое сальдо позволило, в том числе, пополнить золотовалютные резервы страны. Большой негатив Надежда Ермакова видит в крупной сумме – более $3 млрд составляет задолженность перед отечественными производителями. В свою очередь банки готовы поддержать экспортёров кредитованием.
Совещание Александр Лукашенко собрал, в том числе, и для того, чтобы услышать о проблемах, с которыми сталкиваются производители. Львиную долю экспорта формирует промышленность – за неё перед Президентом отвечает первый вице-премьер Владимир Семашко.
Руководители МАЗа, БелАЗа, Белорусского металлургического завода ситуацию с экспортом видят почти одинаково. Да, внешние рынки сжимаются, но это не повод снижать продажи. Важно сейчас активнее перестраиваться и действовать на новых рубежах. Но это повышает риски, а система страхования экспорта в Беларуси не идеальна.
Один из главных посылов совещания – более активный поиск новых рынков. Судан и Парагвай, Чад и Конго – это примеры стран, где в этом году впервые узнали о товарах с маркировкой «Made in Belarus». Кроме того, у Александра Лукашенко серьёзные претензии к развитию услуг. В строительстве экспорт вырос на треть, но ещё больше увеличился импорт. Преимущества Единого экономического пространства не используют транспортники.
Хотя 2012 год для внешней торговли стал удачным – впервые за последнее время Беларусь продаёт больше, чем покупает (разница почти $4 млрд), этот задел можно легко растерять, если не исправить недостатки. Оценивать эту работу Президент будет по итогам года. Учитывая важность экспорта для национальной экономики, для Правительства это будет, очевидно, главный экзамен.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram